XXIV Московский международный кинофестиваль , как это обычно бывает с мероприятиями подобного ранга, начался еще до официального открытия. Сначала с телеэкранов о своих планах и стремлениях в многочисленных интервью поведали устроители фестиваля, потом приехал первый большой гость - автор "Почтальона, всегда звонящего дважды" Боб Рейфелсон, который в рамках конкурсной программы представит свой фильм "Дом на Турецкой улице (Паутина лжи)".
Фильмом официального открытия фестиваля стали "Восемь женщин" Франсуа Озона, который кинокритики называют "главным французским фильмом киносезона". Несмотря на прямую трансляцию футбольного матча Англия-Бразилия, кинотеатр "Ударник" был переполнен. Своими впечатлениями о фильме делится корреспондент NTVRU.com.
"Восемь женщин" Франсуа Озона в Москве ждали с нетерпением. Фильм сделал огромные кассовые сборы во Франции, побив рекорд "Амели", прошел успешные прокаты по Европе. Картина была отмечена на Берлинском кинофестивале премией за "актерский ансамбль". Количество участвовавших в нем звезд √ в ролях снялись блистательные Катрин Денев, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, Фанни Ардан, Вирджини Ледуайен, Даниэль Дарье, Фирмин Ришар, Людвин Санье - и скандальная репутация режиссера обещали нечто неординарное.
Если первые фильмы Озона √ "Крысятник", "Капли воды на раскаленных камнях" - справедливо относились к рубрике "Другое кино", то "8 женщин" вполне традиционная по форме картина, скрывающая за привычной оболочкой восемь вариантов тупика в отношениях современной женщины с современным мужчиной.
В отрезанном от внешнего мира загородном доме горничная обнаруживает труп главы семейства. Кроме нее, в доме находятся еще семь женщин. И ясно, как день, что одна из них √ убийца. Вопрос "кто?" перестает быть смешным после того, как выясняется, что у каждой была причина свести счеты с несчастным, которого бог догадал родиться мужчиной и стать дамам мужем, отцом, тестем, любовником┘
С первого взгляда может показаться, что режиссер разрабатывает бесхитростный сюжет в духе Агаты Кристи. Однако обнаруживается, что Озона не столько интересует вопрос "что рассказать", сколько "как это сделать". В этом фильме много говорят о мужчинах - и говорят только женщины. Мужчина же показан только один раз √ лежащим ничком на кровати с ножом в спине.
Восемь женщин, восемь великолепных актрис (простор для ассоциаций!), дочки и матери, внучки и бабушки, служанки и хозяева, лесбиянки и обманутые беременные, бедные и богатые, блондинки и брюнетки. Восемь женщин. Восхитительных, честных, лживых, прекрасных. У каждой есть ударная сцена, в которой она коварна, у каждой есть милая глупая песенка, которую она громко споет, чтобы всем стало понятно, какая она на самом деле хорошая.
Кто из них может быть убийцей? Каждая из них под подозрением. Каждая минута открывает новые тайны. Комические ситуации, истерические сцены, соперничество, музыкальные номера сменяют друг друга. Но нельзя определить эту картину как забавный комедийный детектив-мюзикл. Хотя бы потому, что мужчина мертв. Потому, что не он отец своей дочери. Потому, что его никто не любил.
Страстный поцелуй Катрин Денев и Фанни Ардан по-настоящему ошеломляет. Те несколько секунд, что он длится, кажется, что рухнуло нечто незыблемое. По Озону мир давным-давно изменился. Есть мир. Есть женщины. Единственный мужчина √ мертв.