Знаменитый писатель, поэт, сценарист, художник и скульптор Тонино Гуэрра скончался в Италии в среду на 93-м году жизни, лишь через пять дней после своего дня рождения.
"У меня трагическое известие. Умер Тонино Гуэрра", - сообщил РИА "Новости" глава Итальянского института культуры в Москве профессор Адриано дель Аста.
Гуэрра является автором более чем ста сценариев, он работал с такими режиссерами, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Андрей Тарковский, Франческо Рози, Тео Ангелопулос. Гуэрра - номинант трех "Оскаров" и призер Каннского кинофестиваля (за лучший сценарий). В соавторстве с Федерико Феллини он написал повесть "Амаркорд", которая легла в основу одноименного фильма.
Лишь 16 марта ему исполнилось 92 года. Все свою жизнь он любил русскую женщину Лору с лазоревыми глазами. Они прожили вместе 35 лет.
Тонино Гуэрра родился 16 марта 1920 года в небольшом итальянском городке Сант-Арканджело в северной области Италии, недалеко от Римини. Рисовать Гуэрра начал практически с рождения, и уже мальчишкой стал зарабатывать этим на хлеб, подрабатывая оформителем газет и журналов.
До войны он учился в университете в Урбино, в 1943 году был депортирован немцами из своего городка в концентрационный лагерь в Тройсдорфе. В германском плену Тонино Гуэрра впервые начал писать стихи.
В послевоенные годы начинают выходить его первые сборники стихов, а позже и прозаические произведения.
В 1946 году, окончив педагогический факультет университета Урбино, он работал учителем в школе. В это же время он начинает активно заниматься литературной деятельностью. Ректор университета Карло Бо опубликовал в 1946 году первую книгу Гуэрры "Каракули" со своим предисловием. Позже он помог Тонино перебраться в Рим.
После переезда в Рим Гуэрра полностью посвящает себя литературной деятельности. В 1956 году он пишет совместно с Элио Петри свой первый сценарий "Люди и волки", поставленный режиссером Де Сантисом. А после выхода картины Антониони "Приключение" в 1960 году, снятой по его сценарию, Гуэрра становится одним из самых востребованных итальянских сценаристов.
Он написал сценарии более чем к 100 фильмам, многие из которых стали классикой.
В 1960-е годы начинается его длительное плодотворное сотрудничество с Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Франческо Рози, Джузеппе Де Сантисом, Витторио Де Сикой, Марио Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани и другими знаменитыми режиссерами. В его картинах снимались Софи Лорен, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни.
Тонино Гуэрра - автор сценариев к фильмам, которые вошли в золотой фонд классики мирового кино. Для Микеланджело Антониони Тонино написал сценарии к фильмам "Приключение", "Ночь", "Затмение", "Красная Пустыня", "Блоу-ап", "Забриски Пойнт", "Тайна Обервальда", "Идентификация женщины". Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини он придумал пьесу "Амаркорд", которая позже превратилась в знаменитый фильм. Потом были "И корабль плывет", "Джинджер и Фред", "Репетиция оркестра", "Казанова", "Брак по-итальянски" Витторио де Сика и др.
Тонино Гуэрра написал сценарий документального фильма "Время путешествия" и художественного фильма "Ностальгия" для Андрея Тарковского.
По прозе Тонино Гуэрры режиссер Владимир Наумов снял фильмы "Белый праздник" и "Часы без стрелок". Первым совместным проектом с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским был фильм "Лев с седой бородой", имевший огромный успех у западных зрителей и критики, собравший множество фестивальных премий. С Хржановским же сняли фильм по рисункам Федерико Феллини "Долгое путешествие" и "Колыбельная для Сверчка", посвященный 200-летнему юбилею Пушкина.
Гуэрра - автор романов, пьес, поэтических сборников, сказок. Его произведения переведены на все европейские языки, издаются в разных уголках мира; о них написаны сотни статей. А еще, он художник, работающий в самых разных материалах, техниках и областях художественного творчества. Он создал множество акварелей, пастелей, живописных работ; у него своя собственная технология обжига керамики, отливки металла, варки стекла. Он делает мебель, создает мозаики и фонтаны, по его эскизам оформляются витражи и винные этикетки.
Он создавал архитектурные проекты площадей, садов и скульптур, которые украшают улицы современной Италии.
В небольшой старинной мастерской Pascucci в провинции Эмилья Романья по рисункам Тонино Гуэрра производят способом средневековой трафаретной печати занавески, скатерти, салфетки, декоративные панно из льна. В другой мастерской, керамической, обжигают авторские "танцующие" кувшины, уникальные изразцы и тарелки с любимыми сюжетами автора.
Его произведения не раз экспонировались в России. Он привозил в московский Музей личных коллекций свои авторские фонари "Лантерны Толстого", в Музее архитектуры проходила выставка мозаики по его рисункам, навеянным авторской интерпретацией "Одиссеи" Гомера. Акварели, пастели, коллажи и росписи по ткани Тонино Гуэрра давно украшают многие частные коллекции. Он создал четыре из семи уникальных печей специально для ресторана гостиницы "Царь-град" в Ярославле.
Стихи Тонино Гуэрры переведены на русский его близким другом Беллой Ахмадулиной.
Гуэрра награжден премией американской киноакадемии "Оскар" за сценарии к фильмам "Казанова" (1966); "Фотоувеличение" ("Блоу-ап", 1967); "Амаркорд" (1976), "Ночь св. Лоренцо".
В 2002 году он награжден премией Европейской киноакадемии - Европейским "Оскаром".
В ноябре 2004 года I Конгрессом сценаристов и Европейской киноакадемией ему было присвоено почетное звание "Лучший сценарист Европы".
Сценарии Тонино Гуэрра семь раз были отмечены главной наградой Каннского кинофестиваля - "Золотой пальмовой ветвью" ("Приключение", "Забриски пойнт", "Блоу-ап", "Ночь св. Лоренцо", "Амаркорд", "И корабль плывет", "Путешествие в Цитеру").
За создание анимационного фильма "Лев с седой бородой" российского режиссера Андрея Хржановского награжден главным призом на фестивале в Японии (1996) и Лос-Анджелесе (1997).
В 1995 году он был награжден премией Московского Международного Фестиваля "За вклад в мировое кино".
Тонино Гуэрра лауреат премии Бьянки - фонда Пазолини (фестиваль в Венеции 1997 г.); премии "Золотой глобус" Ассоциации мировой прессы (за карьеру 1996 - 1997); премии за вклад в мировое искусство международного конгресса "Ноев ковчег" (1999).
В 2000 году за заслуги перед Италией он был награжден Золотой медалью международного центра "Пио Манцу", в 2002 году стал кавалером Большого Креста - ордена за заслуги перед Италией.
Тонино Гуэрра награжден также российским Орденом Дружбы народов (2000) и грузинским Орденом Чести (2000).
В 2009 году Гуэрра награжден медалью Михаила Чехова за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства.
В 2005 году ему было присвоено звание Почетного члена Российской Академии Художеств.
Он - почетный гражданин городов Италии: Рима, Равенны, Римини, Пеннабилли.
Русская женщина Лора с лазоревыми глазами
В середине 1970-х годов Тонино Гуэрра сочетался вторым браком с Элеонорой Яблочкиной, которая работала редактором на киностудии "Мосфильм". Она постоянно сопровождала супруга в поездках в качестве помощника и переводчика.
До последнего дня Тонино с женой жили в маленьком городке Пеннабилли. На собственные деньги он восстанавливал там древние итальянские храмы. Там он разбил "Сад забытых фруктов", построил часовню Тарковского, скульптурную композицию в память Феллини и Джульетты Мазины. На стенах городских домов поэт развешивал керамические таблички с философскими изречениями, которые собирал всю жизнь.
"Случай ткнул в меня пальцем, и я всю жизнь хотела быть достойным этого выбора. Но осознала, насколько радостной была моя жизнь, только теперь. Моему любимому мужу более девяноста. Гении не стареют - но тело сдает", - вспоминала Элеонора лишь накануне 92 дня рождения супруга, когда "Российская газета" опубликовала с ней большое интервью.
Они прожили вместе 35 лет.
"У меня была интересная жизнь и до встречи с Тонино. Среди друзей - Ахмадулина, Высоцкий, Тарковский, Вознесенский, Аксенов, Параджанов... Дружила и с прекрасным режиссером Ларисой Шепитько, и с неуемной актрисой Микаэлой Дроздовской. Они все ушли... Роман с Тонино повернул мою жизнь", - рассказывала она.
"В Москве я познакомила его с Андреем Тарковским. Гуэрра (по-итальянски - "война") был в восторге от материалов снимавшегося "Сталкера", где метафизическая реальность создана простыми средствами. Рисунок, который подарил Тонино, Андрей положил в кадр в сцене медленного разглядывания, что несет вода, поток времени... Им было интересно узнавать друг друга. Словно опознавая, спрашивали: "А тебе что нравится?" - "А что не выносишь?" - "А я люблю ветер!" Я им переводила. Они понимали, что искренние беседы лучше вести вне дома. В комнате же делали мне знак глазами, и, чтобы избежать подслушивания, я закрывала телефон подушками".
"Однажды Андрей сказал, что все, что можно сказать в отечестве, он уже снял. Теперь хотел бы говорить со всем миром, хотел бы снимать в Италии, с Тонино... В Риме Тарковский жил в гостинице "Леонардо" на любимой им улице Кола ди Риенцо, но чувствовал себя одиноко и целые дни проводил у нас. Переводя их разговоры, я была как груша для битья между двумя боксерами! И кормила их, и выгуливала...", - говорит Лора.
"Гуэрра подчас додумывает за друзей их жесты, несовершенные поступки, внутреннюю правду которых он ощущает. Например, ему слышалось, как Феллини, уходящий из жизни, говорил, что чувствует запах пассателли, которые делала его мать... Он потому и не стал режиссером, что щедро одаривает своими образами, доверяя метафоричности слова, а не буквальности изображения. Для Антониони он придумал эстетику белого на белом, для Феллини - пластиковые глянцевые волны в фильме "И корабль плывет"... Всего не перечтешь. Однажды вечером Тонино обратил внимание Тарковского на то, как первые редкие капли дождя упали на противоположную стену и оставили непонятные знаки, - так мог начинаться фильм! Все отдав, Гуэрра обычно не присутствует на съемках; лишь на площадке фильма "Над облаками" он всегда был рядом с парализованным Антониони", - вспоминает супруга Гуэрры.
"Последние десятилетия и у меня вместе с мужем шло "обратное движение": от Рима с его звездной элитой, - к простым и великим тайнам земли. Городок, где живем, находится в горах над его родным Сантарканджело. Когда Тонино приехал сюда, он начал создавать свой поэтический эпос, свой миф, памятник народу и его мудрости. Прошла это вместе с ним. Надо "прожить" землю, многократно трогать почву, упасть на нее. Полюбить ее сухость, бедность, а не только роскошные плоды. Так пришло понимание корней Италии и мира моего мужа. В детстве он жил в деревне на улице Верди. Не на Красноармейской, и даже не на Мосфильмовской! Верди - естественная реалия для односельчан. Если мальчик получал плохую отметку, идя домой, он выпевал свои чувства мелодией из оперы! Крестьяне в траттории за солеными бобами с вином пели арии из опер - родное, близкое. У них с детства иное восприятие холмов, гармонии, самих себя, они в единстве с тем, что нам кажется элитарным", - рассказывала Элеонора Гуэрра (Яблочкина).