Почти в миллиард долларов оцениваются предметы искусства, украденные и незаконно вывезенные из России за последние 15 лет.
Российские правоохранительные органы ведут поиски 55 тыс. украденных предметов: 3,4 тыс. картин, 37 тыс. икон и 1,5 тыс. редких книг, а также ювелирных украшений, монет, медалей и музыкальных инструментов, которые были похищены из музеев, церквей и частных коллекций.
Через Интерпол объявлено в розыск 700 наиболее ценных предметов. Среди них - украденная из Эрмитажа в 2001 году картина французского художника XIX в. Жана-Леона Жерома "Бассейн в гареме", которая оценивается в 900 тыс. долларов и картина Малевича стоимостью 2 млн долларов, которая исчезла из частной коллекции 10 лет назад.
Как говорят специалисты, Россия в целом в скором времени может подняться на вершину мирового криминального арт-рынка.
О последних громких похищениях пишут в четверг "Новые Известия". В конце ноября на брянской таможне у гражданина Украины, следовавшего поездом "Москва-Киев", были изъяты три предмета старины конца XIX века на общую сумму около 170 тыс. рублей. Братина из сплава серебра, золота и бронзы, пресс-папье из серебра 911-й пробы, кулон, украшенный алмазами кустарной обработки, и коробочка для хранения драгоценностей были тщательно подобраны друг к другу и вывозились явно на заказ.
16 ноября в Санкт-Петербурге из квартиры 49-летнего музыканта оркестра Государственного Мариинского театра оперы и балета похищен антикварный альт XVIII века. Преступник проник в квартиру музыканта, взломав замок входной двери.
В конце сентября в городском музее Таганрога очередная ревизия обнаружила пропажу из запасников картины известного российского художника Генриха Семирадского, ученика Карла Брюллова. Полотно "Утром на рынок" оценено экспертами в 400 тыс. долларов.
18 ноября трем российским музеям были возвращены ранее похищенные там картины. Государственному Русскому музею передали картины неизвестного художника из круга Венецианова "Дети, отпускающие птичку на волю" (середина XIX века) и полотно Ендогурова "Лунная зимняя ночь в Аяччо" (1890-е гг.), которые пропали в годы Великой Отечественной войны.
В Музей пейзажа города Плес Ивановской области вернулось похищенное там в августе 2004 года полотно работы русского художника Ивана Шишкина "Луг на опушке леса. Сиверская".
Накануне Федеральная таможенная служба сообщила о том, что в столичном аэропорту "Шереметьево" пресечена попытка вывоза из России четырех икон конца XIX - начала XX веков. Ценности были обнаружены в багаже гражданина Италии, вылетающего в Милан. Перед этим пассажир заявил, что у него нет с собой товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. Согласно закону, на вывоз ценностей требовалось разрешение Министерства культуры РФ, однако оно у итальянца отсутствовало.
Картины, скульптуры и редкие ювелирные изделия стали средством вложения денег, предметами для спекуляций, мошенничества и грабежей. "Главное, что подпитывает криминал в сфере искусства, это отсутствие четких правил арт-рынка, - заявил газете сотрудник одной из популярных галерей. - Искусство - вещь субъективная, здесь многое решается "на глазок", отношения строятся на личных контактах, а оценка произведений зависит от колебаний вкуса коллекционеров".
Однако и в этой среде действуют свои законы, зависящие от экономики страны. Так, например, главными методами арт-воров и спекулянтов в конце 1980 - начале 1990-х годов была работа на Запад: иконы и картины всеми возможными путями переправлялись за рубеж, где продавались по таким ценам, которые местный рынок предложить был не в состоянии.
Именно по этой причине в 1992 году при Министерстве культуры был создан Департамент по сохранению культурных ценностей. Кроме того, что Департамент стал отслеживать переправку картин из страны, он обнародовал каталог всех украденных предметов из российских музеев.
По статистике, почти половина всех незаконно вывезенных ценностей в 90-е годы под давлением министерства возвращалась назад. Однако до сих пор вещи, украденные во времена перестройки, всплывают на аукционах и в магазинах.
В последнее время арт-криминалу выгодно работать на внутреннего потребителя. К тому же изменились и приоритеты: если раньше охотились на иконы, то сегодня больше ценится живопись XIX века. Под прицелом оказались провинциальные музеи и антиквары, занимающиеся этим искусством.
Число краж из музеев снизилось, однако изменился характер воровства: это уже не похищение экспонатов из фондов музеев. Теперь преступники приходят в музей средь бела дня и, угрожая смотрителям, уносят ценные предметы. Второй сценарий - взлом музея и расчет на то, что охрана не среагирует оперативно. Именно таким набегам подверглись музеи в Плесе (ночью из окна был вытащен пейзаж Шишкина, который вернули лишь через два года), в Малоярославце, в Калуге, в Бородинском музее.
Чтобы предотвратить набеги на музеи, нужно провести ряд охранительных мер, говорят эксперты. По-первых, усилить защиту: речь идет не только о новейшей сигнализации, но и об обучении персонала, так как сегодняшний его уровень явно неудовлетворительный. Милиция просто не успевает реагировать. Во-вторых, нужно немедленно оповещать всех антикваров и коллекционеров об украденных предметах.