В Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина впервые будет экспонироваться картина Питера Рубенса "Тарквиний и Лукреция". Полотно будет представлено в музее в течение пяти месяцев - с 22 декабря 2006 года по 30 апреля 2007 года.
"В нашем музее есть небольшая, но очень качественная коллекция произведений Рубенса", - сказал на открытии выставки завотделом ГМИИ имени Пушкина Вадим Садков, - но таких больших полотен художника у нас нет". Отметим, размер картины - 187,3 см на 214,3 см. Картину поместили в зал рядом с тремя другими произведениями Рубенса, которые были написаны в более позднее время и отличаются меньшими размерами.
Он отметил, что "эта экспозиция продолжает цикл показа работ выдающихся старых мастеров, к коим принадлежит, безусловно, великий фламандский живописец". По словам Садкова, это одно из ранних произведений Рубенса, написанное им в 1609-1611 годах по его возвращении из Италии. В это время художник создает многометровые композиции на религиозные и мифологические сюжеты. Картина "Тарквиний и Лукреция" написана на сюжет из легендарной истории Древнего Рима.
Сюжет картины взят из истории Древнего Рима. Образ добродетельной и прекрасной римлянки был очень популярен в среде художников западноевропейского искусства эпохи Возрождения и барокко. Стимулом к созданию Рубенсом этого произведения послужила одноименная картина великого венецианца Тициана. Их сближает сходство композиции, а разделяет и существенно отличает интерпретация одного и того же сюжета.
Впервые в России эту картину смогли увидеть в прошлом году, когда она была выставлена в Эрмитаже, куда поступила, как и в ГМИИ имени Пушкина, из собраний частного российского фонда, которому принадлежат права на это полотно Рубенса.
Одним из ее первых владельцев был Арнольд Лунден - богатый антверпенский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса. В 1769 году это выдающееся произведение было приобретено прусским королем Фридрихом Великим и находилось во дворце Сан-Суси в Потсдаме.
После Великой Отечественной войны картина оказалась в СССР. Ее привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Дорофеев с соблюдением всех тогдашних формальностей и уплатой необходимых налогов. Долгое время шедевр в свернутом виде хранился сначала в шкафу, а затем в курятнике.
"Владельцами картины в России были неколлекционеры и непрофессионалы, которые долгое время не подозревали о ценности, которой владели. В силу своих больших размеров полотно хранилось десятки лет в обычной московской квартире свернутое в рулон. Поэтому картина сильно пострадала и потребовалась серьезная реставрация", - отметил Садков.
Сегодня спасенное отреставрированное полотно великого фламандского мастера возвращено в мировое культурное наследие.