Сегодня классик венгерского кинематографа, лауреат ММКФ, Каннского и Берлинского кинофестивалей, обладатель "Оскара" Иштван Сабо представил в основном конкурсе 34-го Международного московского кинофестиваля свой фильм "Дверь", который считается одним из основных претендентов на победу.
Фильм снят по мотивам одноименного романа Магды Сабо. В центре драматических событий, разворачивающихся в Венгрии конца 1960-х - начала 1970-х годов, - отношения между молодой писательницей и ее служанкой - пожилой женщиной по имени Эмерэнс. Главную роль в фильме играет английская актриса Хелен Миррен, которая в прошлом году получила на ММКФ почетный приз имени Константина Станиславского "Верю".
Насыщенность метафорами, узнаваемый авторский почерк и некая нервозная амбивалентность персонажей - то, что ожидают зрители от Сабо, и то, за что неизменно ценят. Так и на этот раз - с картиной "Дверь", отмечает телеканал "Культура".
"Я был очень хорошо знаком с автором романа, по которому снял эту ленту, Магдой Сабо. Сразу хочу заверить - мы не родственники, - так Иштван Сабо начал свой рассказ о фильме "Дверь", современном кинематографе вообще и о своих фильмах в частности. - Сабо в Венгрии - это такая же распространенная фамилия, как в России Иванов. Магда Сабо - это большая писательница. К сожалению, она ушла от нас очень рано... Ей было всего лишь девяносто лет".
Многие восприняли роман венгерской писательницы как сугубо женский. И, действительно, в основе сюжета - две женщины, которые относятся к разным социальным классам, не понимают друг друга, но которые настолько близки друг другу, что их отношения можно назвать только любовью. "Возможно, я тоже отношусь к режиссерам-женщинам, - говорит Сабо. - Но на самом деле я отношусь к тому поколению войны, когда женщины потеряли мужей, а мы отцов. Но я ни в коей мере не думаю, что вообще существует женское кино. Есть лишь хороший и плохой кинематограф".
Режиссер пояснил, что он сам, как и герои фильма, жил в мире, где чуждая идеология вмешивалась в мир личности. Не важно, это происходит на уровне отношений двух людей или это идеология главенствующей партии, религии. "Но этого делать ни в коем случае нельзя!, - убежден Сабо. - И мой фильм и об этом тоже. О том, как легко ранить другого человека, так как наш мир настолько хрупкий".
На главную роль в картине Иштван Сабо думал взять такую актрису, которая напоминала бы греческую богиню, у который был очень сильный внутренний стержень. Он видел русскую Нонну Мордюкову такой, какой она была в ленте "Комиссар", но увы, ее уже не было в живых. Ушла из жизни и греческая актриса Мелина Меркури, а Ирен Папас - не подходит уже по возрасту. "И я понял, на эту роль подходят только две женщины - Елизавета II и Хелен Миррен. Миррен обладает всеми нужными качествами, и она не играет эту силу, а она присутствует в ней. Для нее это так же естественно, как выпить стакан воды", - сказал Иштван Сабо.
На замечание о том, что венгерского классика давно причисляют к постмодернизму, режиссер сказал, что не знает вообще, что это такое. Он признался, что не понимает, зачем вообще в искусстве, и в частности в кинематографе, создавать нечто такое, в центре чего не стоит человек. "Если автор только лишь играет со стилем, я могу получать некое удовлетворение, но если у меня не пробегают мурашки по спине, не нужно этого вовсе. Когда-то давно было киноискусство: Эйзенштейн, Бергман, Куросава... Потом постепенно сложилась киноиндустрия, стали делать такие фильмы, которые вроде нравятся всем, но таких не существует! Поэтому стали снимать те картины, которые смотрят все. Ну, а на смену киноиндустрии пришла индустрия развлечений. И киноискусство во всем этом играет лишь маленькую роль. Это узкая тропинка, на эту дорогу очень трудно попасть, но еще сложнее попасть с этим к зрителю".
Жюри основного конкурса раскрыло свой метод выявления победителей
Члены жюри основного конкурса ММКФ надеются найти компромисс и объективно определить лауреатов, однако при отборе они будут уделять больше внимание собственной интуиции, а не технологическому совершенству картины, рассказали судьи на пресс-конференции в пятницу.
Председателем жюри основного конкурса в этом году стал бразильский режиссер Эктор Бабенко, помимо него в жюри вошли актер, сценарист и режиссер Жан-Марк Барр, режиссер фильмов "Пыль" и "Шапито-шоу" Сергей Лобан, продюсер из Италии Адриана Кьеза ди Пальма и болгарский театральный и кинорежиссер Явор Гырдев, напоминает РИА "Новости".
Говоря о том, как совместить артистический и личный взгляд, но сохранить при этом объективную оценку, Эктор Бабенко сказал, что кинематографист должен уметь совмещать сразу несколько точек зрения.
"В Южной Америке ты должен сидеть сразу на нескольких стульях и уметь делать все, чтобы снять фильм. Так что я думаю, что проблем с тем, чтобы совместить одно с другим у меня не возникнет", - заметил режиссер.
Режиссер Сергей Лобан, в свою очередь, рассказал РИА Новости, что определять лучший фильм конкурса он будет интуитивно.
"Фильм должен на меня подействовать, причем я не всегда понимаю, как полное восприятие складывается. У меня хороший вкус. Когда кино сделано технологически круто, оно меня, как правило, не очень впечатляет. Есть вещи, которые ты понимаешь, что они работают, просто действуют, тогда ты получаешь удовольствие и кажется, что фильм отличный", - рассказал Лобан, добавив, что из списка участников конкурса знаком только с творчеством Ренаты Литвиновой.
По словам Явора Гырдева, качественное кино объективно определить можно, но отдавать свой голос надо картине, которая трогает тебя на эмоциональном уровне.
"У меня есть собственный критерий, который превыше технологических находок режиссеров, формального качества фильма. Есть что-то интуитивное, когда ты чувствуешь, что это особенное кино. Часто встречаются фильмы, которые очень хорошо сняты, но они тебя не трогают. И конечно, ты можешь сказать, что это качественное кино. Но когда фильм трогает тебя, это превыше всей технологии", - сказал Гырдев агентству.
Члены жюри также рассказали, от каких проектов их отвлек ММКФ. Явор Гырдев сейчас работает в Национальном театре Софии над постановкой "Гамлета", которой ждал более 14 лет, а в кинематографию собирается вернуться в 2013 году. Адриана Кьеза Ди Пальма сообщила, что в Москве продолжит съемки фильма о своем муже, известном операторе Карло Ди Пальма, и уже в ближайшие дни в столицу приедет режиссер картины. Остальные члены жюри, как выяснилось, не имеют текущих проектов: Эктор Бабенко заметил, что сейчас в его приоритетах - поездки по различным фестивалем, просмотр нового молодого кино, Жан-Марк Барр признался, что рад приехать в очередной раз в Россию и постарается еще ближе познакомиться с российской культурой, а Лобан сказал, что ему приятно, что фестиваль его "использовал".