Кинофильм российского режиссера Андрея Звягинцева "Елена" получила приз жюри конкурсной программы "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале, сообщает ВВС.
Победителями программы "Особый взгляд" стали фильмы "Ариранг" корейского режиссера Ким Ки Дука и "Назад дороги нет" немца Андреаса Дрезена.
"Елена" - история пожилой супружеской пары, обитающей в наши дни в Москве в окрестностях Остоженки. Это рассуждение о том, что с русскими людьми сделали деньги, и одновременно - о том, на что может быть способна мать ради своего ребенка.
Главных героев сыграли режиссер "Белорусского вокзала" Андрей Смирнов и театральная актриса Надежда Маркина. Свой выбор исполнителей Звягинцев в интервью РИА "Новости" объяснил следующим образом: лицо Маркиной он вспомнил сразу, поскольку в ней увидел "уникальное сочетание народного типа и удивительного благородства почти аристократического толка", а в нем - редкую для 70-летнего российского актера витальность.
История создания картины оказалась непростой. "Началось все с того, что британский продюсер Оливер Данги, c которым мы работали над "Нью-Йорк, я люблю тебя" (New York, I Love You, 2009), предложил проект: режиссеры из четырех регионов - Северной Америки, Южной Америки, Европы и Азии, - снимают четыре полнометражных фильма, один с другим ничем не связанные, кроме общей темы, которую он обозначил ни много ни мало как апокалипсис", - рассказал Звягинцев.
Приблизительно месяц он размышлял над проблемой конца света вместе со своим постоянным сценаристом Олегом Негиным, а потом "однажды ночью позвонил Олег и, волнуясь, рассказал историю: почти свою, из своей жизни, но рассказал ее уже как сюжет. Мне история понравилась, он засел за сценарий и за восемь-десять дней написал - просто ушел в другое пространство и сделал практически весь текст, который и стал фильмом, за вычетом нескольких эпизодов, родившихся позже".
Правда, иностранного продюсера идея не впечатлила: она показалась недостаточно масштабной, вдобавок, ее сложно было приспособить к англоязычным реалиям. В итоге Звягинцев в разгар кризиса забрал свой сценарий и решил, что найдет финансирование самостоятельно в Москве, потому что, как объясняет сам режиссер, они с Негиным "уже влюбились в эту историю и хотели делать именно ее".
С Александром Роднянским он повстречался почти случайно - но благодаря ему уже осенью 2009 года смог вплотную приступить к работе над будущей картиной, бюджет которой составил примерно 3 миллиона долларов. За камеру отвечал постоянный оператор Звягинцева Михаил Кричман, награжденный в прошлом году в Венеции за фильм Алексея Федорченко "Овсянки".
"Мы с Мишей счастливейшим образом работали уже в третий раз. На "Изгнании" у нас было два года подготовки: мы сидели, придумывали фильм. "Возвращение" вообще было все нарисовано, каждый кадр был заранее известен. И так же с "Еленой": у нас полгода было, чтобы придумать эту незатейливую историю с двумя интерьерами. Конечно, пространство в результате что-то предлагает само, диктует: ты вот так не можешь снять, приходится снимать этак. Но согласованность заранее существует между нами, мы уже почти на одном языке говорим", - признается Звягинцев.
К фильму, который получился в итоге, проявляли интерес оба крупнейших мировых фестиваля - Венецианский и Каннский. Поначалу все ждали, что "Елену" включат в каннский конкурс, затем пошли слухи, что фильм поедет в Венецию, в итоге все кончилось почетным местом в финале программы "Особый взгляд". О том, почему так произошло, много дискутировали посвященные в ситуацию критики, но участники событий всегда отказывались давать комментарии.
"Если буду отвечать, я невольно войду на конфликтную территорию, а там всюду сплошные слухи. Это все было очень волнительно, но к фильму не имеет никакого отношения. По здравому рассуждению, успокоившись, я понимаю, что "Елена" - в Каннах, на лучшем кинорынке мира, чего Роднянский и наш мировой дистрибьютор Эрик Лагесс из компании "Пирамида", собственно, и хотели", - говорит сам режиссер.