Известный российский режиссер Андрей Звягинцев в интервью Forbes рассказал о съемках своего нового фильма, о социальных проблемах и своем отношении к благотворительности в России.
В новом фильме с рабочим названием "Нелюбовь", который финансируют Россия, Германия, Франция и Бельгия, речь идет о двух несчастных людях, которые осознали, что не могут больше жить вместе, что у них друг к другу больше ненависти, чем любви, а любви, похоже, никогда и не было. Но у них есть ребенок, и теперь он обуза в их будущих новых проектах.
Неожиданно ребенок исчезает. И тогда на помощь приходит поисково-спасательный отряд, волонтеры. "Часто меня упрекают в том, что в моих фильмах нет положительных героев. Теперь пусть ищут другие аргументы для критики. Более положительных героев трудно сыскать", - отметил режиссер.
По его словам, эти "люди чувствуют эту энтропию, видят, что творится вокруг". "Никто никому не нужен, вокруг разлита напряженность и даже озлобленность, разобщение и недоверие - вот климат сегодняшнего дня. Государству человек не нужен. Люди решили: сколько можно от него милости ждать, будем действовать сами", - говорит Звягинцев.
Типичным примером, когда граждане вынуждены помогать себе сами, потому что государство отказалось от них, послужила ситуация с фестивалем документального кино "Артдокфест" Виталия Манского. В 2014 году он остался без финансовой поддержки из бюджета из-за, как выразился министр культуры Владимир Мединский, "политической позиции Манского". В итоге деньги на проведение фестиваля собирали при помощи краудфандинга.
"Фестиваль этот международный, с серьезной репутацией, фильмы, представленные на нем, были из разных концов земли. Министр культуры Мединский решил, что он единолично, согласуясь только со своим собственным вкусом, может этак взять и отказать в господдержке давно зарекомендовавшему себя киносмотру... Мне показалось странным, что в такой богатой культурными традициями стране, как наша, люди сами, с протянутой, можно сказать, рукой собирают по крохам на международный кинофестиваль. Просто нонсенс. Краудфандинг в этом случае - как минимум свидетельство плачевного состояния дел в социальной и культурной сфере", - напомнил Звягинцев.
"Социальная тематика никогда меня особенно не занимала, я был к ней абсолютно равнодушен, пока не стал на моих глазах меняться климат в стране - нравственный, этический, эстетический", - рассказывает мастер. Поэтому и родился фильм "Левиафан", прочно связанный с метафизическими, экзистенциальными вопросами.
Однако социальный контекст важен лишь как среда, в которой разворачивается вечная драма человека. "Мне кажется, в государстве, и в частности в российском государстве нынешнего образца, человек просто не предусмотрен. Жизнь другого здесь всегда была средством, разменной монетой, а не целью, но сейчас она совсем перестала быть важна. И потому совестливые люди безотчетно пытаются изменить положение дел. В этом смысле благотворительность - один из инструментов создания альтернативного государства, возможно", - предположил Звягинцев.