В ходе публичной беседы "От первого лица", организованной накануне изданием "Полит.ru", Никита Михалков ответил на множество вопросов. При этом, как неоднократно замечала ведущая беседы Татьяна Малкина, подготовлен он был очень хорошо. Поэтому ничего принципиально нового никто не услышал - манифест просвещенного консерватизма был опубликован друзьями ко дню рождения, "мигалка" положена по закону, процент от болванок никто пока не получал, фильм "Утомленные солнцем - 2" - это "долгоиграющая" сказка, а строительство в Козихинском критикуется только потому, что он имеет к этому отношение.
Между тем, были и новые откровения. В частности, на вопрос Малкиной о том, зачем он ударил активиста НБП в Центральном доме кинематографистов в 99-м году, Михалков рассказал, что у него бывают вспышки гнева и видения.
- Михалков признался: у него бывают конфликты с совестью
- Михалков призвал Минобороны защитить его "мигалку" от врагов. Говорит, что ездит аккуратно и делает "много полезных дел"
По словам режиссера, он очень сожалеет о содеянном, что в тот момент "был абсолютно вне себя от ярости". "Не знаю, как бы я себя повел сейчас. Это была вспышка", - признался режиссер. Он также рассказал, что с ним иногда случаются такие состояния, когда между ним и "объектом возникает костер". По его словам, "два раза в жизни это кончилось очень плохо". Михалков также признался, что сам очень боится этого состояния, ибо оно также связано с беспамятством: "Это не было концепцией, это был срыв".
Он также рассказал, что ему однажды во время таких вспышек привиделось, как он ударил человека. Причем, когда Михалков пришел в себя, он обнаружил, что ничего на самом деле не произошло. При этом рука болела еще месяц после видения.
Кроме того, Михалков четко и определенно ответил на вопрос, кого он поддержит как кандидата на пост президента в 2012 году. По его словам, если бы Владимир Путин и Дмитрий Медведев претендовали на пост президента, он поддержал бы Путина.
Режиссер считает, что созидательным для страны является "просвещенный консерватизм". "Я за модернизацию, но когда я не слышу в послании президента ни одного слова про крестьян... это очень опасная вещь для России", - сказал Михалков. Ему также не нравится, что Медведев не сказал в послании ни слова о духовной жизни страны.
По поводу налога на болванки Михалков заверил, что никто этих денег еще не видел и вся шумиха вокруг этого вопроса раздута только из-за его участия, поскольку везде в мире этот налог существует.
"Одна из заявок была подана организацией, куда я вхожу, и ее приоритет заключается в том, что она - точка того самого ВААПа советских времен, который имеет почти во всех регионах свои отделения. И в эту организацию входят тысячи, Пахмутова, Добронравов, Башмет, и так далее. И на этом конкурсе была еще одна организация, которой руководит Тагибов Ефим, и все. И случилось такое чудо, что выиграла эта организация, в которую я вхожу", - рассказал режиссер. Он также выразил недоумение, почему, собственно, не может выиграть конкурс организация, "которая имеет 60 или 70 отделений".
Михалков также подробно высказался на тему госфинансирования кино, отметив, что его подозревают в распределении государственных денег. "Никогда в жизни я не распределял никаких государственных денег, кроме тех, которые приходили ко мне на студию для моих проектов", - заверил он.
По словам режиссера, деньги на малобюджетные фильмы остались в ведении Минкульта, который он не представляет, как сейчас работает.
Про деньги, которые идут через фонд, он отметил, что их все равно не хватит и надо изучать опыт Франции и собирать отчисления с проката. Отметим, недавно об этом заявлял премьер Владимир Путин.
"Нужен миллиард долларов на то, чтобы поднимать индустрию, это как завод, как фабрика, это как огромное производство. Другой разговор, что этот миллиард или отдадут, или его сопрут, вот это чудовищно. Но если говорить о том, как, и условно представить себе, что это может быть потрачено так, как это необходимо, это строительство кинотеатров в достаточном количестве, это строительство студий, и это подъем того самого механизма, который потом заработает сам", - считает Михалков.
Самым любимым из созданных им фильмов Михалков назвал "Утомленных солнцем - 2". По его словам, это были "восемь лет тяжелейшей работы и в то же время - счастья".
"Картина "Утомленные солнцем - 2" - долгоиграющая картина, потому что в ней заложено то, что должно действовать как лекарство через долгий промежуток времени", - сказал Михалков.
Он также сообщил, что британская картина "Король говорит" - фильм, который произвел на него сильнейшее впечатление за последнее время.
Режиссер также снова повторил, что завел собственный видеоблог, чтобы бороться с фальшивыми блогами от его имени, рассказал о том, зачем ему необходима "мигалка", и подробнее остановился на своих политических идеалах.
Он в очередной раз заявил, что единственно правильный путь для России - это монархия: "Я убежден абсолютно, что передача власти по наследству в такой стране, как Россия, намного более безопасна, чем борьба политических партий, потому что государь отвечает за страну перед детьми".
Также режиссер прославил своего родственника Столыпина и его реформы и обещал фильм о нем.
Михалков признался: у него бывают конфликты с совестью
В конце беседы он ответил на вопрос, "много ли в жизни он переступал через друзей". Михалков признался, что у него бывают конфликты со своей совестью, и рассказал об истории с покойным Иваном Дыховичным.
История заключается в том, что Михалков заставил руководство Мосфильма отказать Дыховичному и Соловьеву в съемках картины "Солнечный удар" на основе курсовой работы учившегося тогда на режиссерских курсах Дыховичного, поскольку просил его не трогать этот материал и оставить его ему, Михалкову.
"Перешагнул, да, справедливо, я считаю, что да, это смотря как посмотреть. Но если мы товарищи, если мы договариваемся, если тебя просят, то так поступать нельзя или хотя бы сказать, что извини, Никита, я это буду делать, а тихо уехать и снять картину, написать сценарий и потом положить, я этого не понимаю и не принимаю, поэтому повторяю, это как посмотреть. Для кого-то это я перешагнул через дружбу.
Мне Ваня звонит и спрашивает: "Это ты сделал?" Я ему сказал: "Да, Ваня, это сделал я". Он мне говорит: "Как же ты можешь, ты такой большой". Я говорю: "Ваня, если ты выходишь на ринг с боксером, чувствуешь, что ты слаб, и берешь кувалду в руки, то не жалуйся, если такую же кувалду в руки возьмет тот, с кем ты вышел". По-другому не бывают дружеские отношения, я так их понимаю. Но опять же, как посмотреть, со стороны тех людей, которые меня обвиняют, я сделал неправильно, с моей стороны, я по-другому поступить не мог", - сказал режиссер.