Никита Михалков, Надежда Михалкова и Олег Меньшиков на каннском фестивале
Reuters
 
 
 
Никита Михалков, Надежда Михалкова и Олег Меньшиков на каннском фестивале
Reuters
 
 
 
Никита Михалков, Надежда Михалкова и Олег Меньшиков на каннском фестивале
Reuters

Фильм российского режиссера Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2" показан накануне на 63-м Каннском фестивале. Картина участвует в главной конкурсной программе, в которой определяется победитель форума - обладатель "Золотой пальмовой ветви". Михалков показал судьбы отца и дочери в водовороте драматичных исторических событий - сталинских репрессий и Второй мировой войны.

"Я не планировал снимать продолжение картины "Утомленные солнцем", - сказал Михалков на состоявшейся после показа пресс- конференции. - Однако вынужден был вернуться к ней после того, как посмотрел блестящий фильм американского режиссера Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана". Выходя из кинотеатра, а это происходило в Париже, я услышал разговоры зрителей, для которых высадка американских войск в Нормандии представляла собой главное событие Второй мировой войны". "Именно тогда я решил показать, что происходило на другом конце Европы, на какие жертвы приходилось идти нашему народу, - отметил режиссер. - Для этого я "реанимировал" часть своих героев, что зачастую делают и другие авторы".

Режиссер также отметил, что ветераны уже получили свое кино за шестьдесят пять лет, прошедшие с окончания Великой Отечественной войны: "Прекрасное кино, великое кино, но это кино, в котором не все можно было говорить. И для очень многих из них война сейчас - и есть результаты этого кино, а не самой войны".

Отвечая на вопрос о причинах сокращения фильма для фестивальной версии, Михалков сообщил: "У нас есть контракт с UGC, который гласит, что фильм должен длиться два часа тридцать минут. Мы сокращали ленту для мирового проката, и было важно сократить ее так, чтобы не потерять воздух. Есть русская версия - и это авторская версия. И есть эта версия - она тоже авторская, но сделанная для понимания международной аудитории".

Некоторые журналисты обратили внимание на то, что фильм уже вышел в прокат на нескольких территориях, включая балтийские страны, которые входят в Европейский Союз, что может противоречить регламенту фестиваля, согласно которому показы фильмов в конкурсной программе должны быть мировыми премьерами. "Просто, может быть, еще не считают заграницей?" - сказал Михалков.

Кроме того, прозвучал и вопрос о расколе в Союзе кинематографистов, в ходе которого около ста человек подписали письмо, направленное против Михалкова - его председателя: "Из 97 подписавших письмо о выходе из Союзе 30 никогда в нем не состояли. Двое уже 30 лет живут за границей - один из них Отар Иоселиани, который не мог выйти из российского СК, потому что он был в СК СССР. 30 - от пяти до десяти лет вообще не платили взносы, и через два года их могли вообще отчислить. А из остальных подали заявление об уходе из Союза четыре человека. Вот вам масштаб этого грандиозного международного скандала".

Отвечая на вопрос о событиях второй части "Утомленных солнцем - 2", Михалков сказал: "Я не могу этого рассказывать, вы не купите билеты на следующую картину", однако позднее добавил, что в конце "Цитадели" персонаж Олега Меньшикова сам будет арестован как враг народа - узнав об этом, он убьет бабочку, которая появляется на стекле в первой части картины.

Кроме Никиты Михалкова, в пресс-конференции приняли участие актеры Надежда Михалкова и Олег Меньшиков, однако им не было задано ни одного вопроса.

Как отмечают в своих блогах кинокритики, реакция на фильм Михалкова была прохладной.

"Вообще, я люблю пересматривать наши картины на заграничных фестивалях – здесь иной взгляд: смотришь как бы со стороны, , гордясь или огорчаясь, ревниво ловишь реакцию зала. И почти всегда находишь в фильме что-то новое, упущенное на первом просмотре. На этот раз ничего подобного не было. Мучение непередаваемое: скука смертная. Потому что фильм был исчерпан еще на половине первого просмотра в Москве, и ничего другого там нет. Зал не реагировал никак. В финале раздались уже привычные на фестивале этого года вялые аплодисменты, смешанные с "бу-у" - тоже вялым", - пишет в своем блоге Валерий Кичин.

"Реакция была такой: 1) фильм не вызвал ажиотажа. Зал был полупустым. Но-но-но. В субботу многие представители прессы уже разъезжаются. Воскресное итоговое вечернее решение жюри можно узнать и из интернета. 2) Единственную живую реакцию зала во время просмотра вызвали реплики и игра Евгения Миронова, командира штрафбата, которому прислали на помощь обученных только теоретически маменькиных сынков – элитных кремлевских курсантов (мы сейчас не ввязываемся в дискуссию по поводу исторических неточностей фильма. В частности, по поводу того, что в 1941-м штрафбатов еще не было). 3) Нашлись люди в зале, которые после просмотра аплодировали. Но их было мало", - пишет Юрий Гладильщиков.

На фестивале нет фильма-лидера

63-й Каннский фестиваль завершает сегодня работу торжественной церемонией объявления победителей. Будет назван и обладатель главной награды форума - "Золотой пальмовой ветви". На нее претендуют 19 фильмов основной конкурсной программы, сообщает ИТАР-ТАСС.

Пока неофициальные рейтинги фестиваля, которые публикуют ведущие киноиздания, возглавляют картины британского режиссера Майка Ли "Еще год" (Another Year), француза Ксавье Бовуа "Про богов и людей" (Des Hommes et des Dieux), его соотечественника Бертрана Тавернье "Принцесса де Монпансье" (Princesse de Montpensier), фильмы мексиканского кинематографиста Алехандро Гонсалеса Иньярриту "КрасАта" (Biutiful) и южнокорейца Ли Чан Дона "Поэзия" (Poetry).

Однако последнее слово принадлежит жюри, которое возглавляет известный американский режиссер Тим Бертон. Традиционно личные симпатии председателя жюри играют значительную роль в выборе картины-победителя, считают в кулуарах Каннского фестиваля.

Специалисты отмечают, что в нынешнем году борьба на форуме носила открытый характер, так как изначально на нем не было безоговорочных фильмов-лидеров. Так, в главном конкурсе отсутствовали многие режиссеры, которые являются традиционными участниками фестиваля.

В нынешнем году лишь два мастера ранее получали и лишь один раз каждый "Золотую пальмовую ветвь". Это британец Кен Лоуч и иранский режиссер Аббас Киаростами, представивший картину "Завершенная копия" (Copie Conforme).

Между тем на фестивале в субботу уже назван ряд победителей. Так, премию второго по значению конкурса кинофорума - "Особый взгляд" получил фильм южнокорейского режиссера Хон Сан Су "Ха-ха-ха" (Ha-ha-ha). Престижная Экуменическая премия присуждена ленте французского режиссера Ксавье Бовуа "Про богов и людей" (Des Hommes et des Dieux).

Торжественная церемония закрытия фестиваля начнется в зале Люмьер каннского Кинодворца в 21:30 мск.