В Москве открывается выставка художника Николая Тырсы
Архив NEWSru.com

В московской "Галеев-Галерее" открылась юбилейная выставка произведений художника Николая Тырсы. Представленная экспозиция значительно дополняет представления о масштабе и качестве художественного наследия мастера. Живописные полотна Тырсы, которые раньше всегда упоминали следом за его работами в книжном дизайне, сегодня рассматриваются как доминанта его творчества, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Newsru.com.

Альбом, сопровождающий выставку, содержит около 200 впервые публикуемых работ, в том числе около 50 – живописных из фонда семьи художника и личных собраний Москвы и Петербурга. Архивные и рукописные материалы из Русского Музея проливают свет на многие обстоятельства нелегкой культурной жизни нашей страны в довоенный период. Выставка будет открыта до 21 января 2008 года.

Широкой публике Тырса был известен, прежде всего, как великолепный рисовальщик. В 1916 году в статье "Рисунки нескольких "молодых" влиятельный критик Николай Пунин назвал его надежды русской рисовальной школы.

Дебютировав на выставках "Мира Искусства" в 1915-1916 годах с угольными рисунками, воспитанник Льва Бакста получил звание наследника классицизирующей линии искусства. Критика сразу отметила своеобразный "металло-бронзовый стиль" молодого мастера, выставив ему абсолютный балл за техническое совершенство.

С начала 1910-х годов раскрылась другая грань таланта художника - мастерство колориста. Сразу после революции он возглавил петроградский ВХУТЕМАС, затем 1925 года начал работать в Детгизе, взяв на себя ответственность за выпуск иллюстрированных книг для детей. Заботы о большой семье (трое детей) заставили его всерьез заняться промграфикой. Лишь в конце 20-х годов он обращается к живописи, и его опыты того времени становятся "иконой стиля". К середине 1930-х его живопись становится своего рода знаменем "ленинградской школы".

Среди характерных работ художника - "Портрет дочери" (1927) и "Екатерининский канал" (1931), "Портрет Ахматовой" (1928), "Мойка у Синего моста" (1933), "Портрет молодой женщины с книгой" (1936).

Его иллюстрациями украшены книги "Осада дворца" Каверина (1926), "Республика Шкид" Пантелеева (1927), "Пиковая дама" Пушкина (1936), "Анна Каренина" Толстого (1939). Защите этого вида искусства Тырса посвятил специальную статью "Иллюстрация творчество" ("Литературный современник").

Художник много преподавал. Он работал в Свободных художественных мастерских -высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1918-1922) и Институте гражданских инженеров (1924-1942). Николай Тырса умер в Вологде 10 февраля 1942 года.