Правление фонда "Русский Букер" и Комитет премии "Русский Букер" сообщают о прекращении существования одноименной старейшей в России независимой литературной премии из-за невозможности найти спонсора. Кроме того, организаторы премии не хотели получать статус иностранного агента.
"Переговоры с возможными спонсорами шли вплоть до июня 2019 года, после чего премия должна прекратить свое существование в силу отсутствия средств на аренду офиса и минимальные текущие траты. В ближайшее время мы не планируем закрытие фонда "Русский Букер", оставляя тем самым возможность для возобновления премии", - говорится в заявлении на сайте премии, опубликованном в среду, 23 октября.
Последний раз премия вручалась в 2017 году. Ее лауреатом стала Александра Николаенко за роман "Убить Бобрыкина. История одного убийства". В течение двух лет после этого премия была приостановлена из-за отсутствия финансирования.
Как рассказали в руководстве "Русского Букера", за эти два года велись многочисленные переговоры и поступали предложения, но, в конце концов, они не дали результата. От попыток найти зарубежного спонсора организаторы премии отказались сознательно.
"Учитывая формат премии и ее репутацию, далеко не каждое предложение могло быть принято. Изначально мы не рассматривали предложения, которые могли поступить из-за рубежа, поскольку это сразу ставило российскую премию в положение "иностранного агента", что было бы, по меньшей мере, абсурдно для премии, цель которой - продвижение и поддержка русской литературы. Не могли быть приняты предложения, которые влекли за собой принципиальное изменение положения о премии и ее сложившегося формата. По этой причине были отклонены варианты, подразумевавшие вмешательство спонсора в премиальный процесс или перенос всех ее событий за пределы Москвы", - говорится в публикации.
Авторы прощального обращения добавили, что "безмерно благодарны всем, кто в разное время поддерживал премию, но прежде всего читателям, для которых и существовал "Букер", взявший на себя роль путеводителя по современной русской литературе". "Теперь, может быть, само завершение премии "Русский Букер" прозвучит тревожным напоминанием о текущем статусе литературы в современном культурном пространстве", - говорится в заявлении.
Лауреатами премии в разные годы становились Владимир Маканин, Булат Окуджава, Григорий Вадимов, Михаил Шишкин, Людмила Улицкая, Рубен Гальего, Александр Иличевский, Александр Снегирев, Петр Алешковский и другие, передает "Интерфакс".
Премия "Русский Букер" основана в 1991 году как первая негосударственная премия в России после 1917 года, первое вручение награды состоялось в 1992 году. Премия присуждалась ежегодно за лучший роман года на русском языке.
С 2002 года главным спонсором Букеровской премии в России была региональная общественная организация "Открытая Россия", созданная в декабре 2001 года акционерами нефтяной компании ЮКОС и группой частных лиц.
С 2005 года финансирование премии осуществлялось в рамках благотворительной программы компании British Petroleum. В 2011 году попечителем премии была "Российская корпорация средств связи".
На следующие пять лет попечителем стал Банк "ГЛОБЭКС", структура государственного "Внешэкономбанка". Последним попечителем в 2017 году стала кинокомпания "Фетисов Иллюзион".
Один из литературных критиков утверждал, что закат премии закономерен и вызван тем, что ее организаторы якобы пропагандировали западные ценности в ущерб русской самобытности.
"За все время существования премия себя не оправдала, каждый год выбирая победителем писателя, создавшего труд, далекий от понимания русским человеком окружающей его действительности. Шла прямая пропаганда не русских, а западных ценностей, - утверждает критик Константин Трунин в своем блоге. - Либо наоборот, перед Западом показывалась литература, которой не суждено создать и близкого подобия произведений, создававшихся в России на протяжении XIX века. И не приходится удивляться, почему год от года "Русский Букер" терял авторитет среди нарождающихся премий. Будучи вручен двадцать шесть раз, он столкнулся с отторжением спонсоров, вследствие чего появилась необходимость пересмотреть смысл существования, изыскав требуемое читателем преображение к истинно русской гуманистической системе ценностей".