Выдающийся российский оператор Вадим Юсов, скончавшийся в пятницу на 85-м году жизни, был не только главным учителем всех современных российских операторов, но и вообще лучшим оператором в мире - уникальным художником, умеющим снимать абсолютно разные по жанру кинокартины, говорят кинорежиссеры.
"Я считаю, что Юсов был лучшим оператором в мире. Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые, но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал. Это человек, который снял "Я шагаю по Москве" и "Иваново детство" - абсолютно разные фильмы, абсолютно разный стиль", - цитирует РИА "Новости" Георгия Данелию, который вместе с Юсовым создал картины "Я шагаю по Москве", "Паспорт", "Не горюй!".
В фильмографии Юсова порядка трех десятков работ. Вроде бы не так много, но, кажется, он снял все главные фильмы десятилетия, хотя работать с ним, как признаются режиссеры, было непросто.
"Он очень нелегкий партнер на площадке, требовательный, всегда обговаривал очень много условий, что я уже начинал беситься. Но со временем я понял, что это, прежде всего, высокий профессионализм. Я счастлив, что я с ним пообщался и как с художником, и как с человеком", - рассказал агентству режиссер Владимир Меньшов, работавший с Юсовым над картиной "Большой вальс".
Так же считает и режиссер Андрей Прошкин, которому довелось поработать с оператором на площадке фильма "Апельсиновый сок": "Это великая жизнь. Это эпоха в русском кино, в киноизображении. Причем он был мастер абсолютно признанный - не только для нас, но и для всего мира. Я с ним однажды работал. Это было непросто, но совершенно замечательно, потому что он был человеком очень творческим и одновременно невероятно требовательным - в первую очередь к себе", - подчеркнул он.
Почти все российские операторы - ученики Юсова
"Почти все российские операторы могут назвать себя учениками Юсова. Какое количество сил, энергии, страсти он вкладывал в операторский факультет ВГИКа, как он переживал, старался создать и поддерживать эту школу, последствия этого мы видим: это, наверное, одна кинематографическая специальность, к которой ни у кого нет претензий. У нас действительно выдающаяся операторская школа. И Вадим Иванович - это человек, на котором все это и держалось", - сказал Прошкин.
Кафедра кинооператорского мастерства ВГИКа, которой Юсов заведовал с 1983 года, действительно была для него одной из важнейших частей жизни. "С ним было интересно работать, и всегда, когда нужна была поддержка, чтобы именно в интересах ВГИКа, тут даже не надо было сомневаться: Вадим Иванович готов был грудью лечь на амбразуру. И студенты его любили, иагентству ректор ВГИКа Владимир Малышев.
"Стиль обучения, который во многом был заложен Юсовым - естественно, он тоже был продолжателем традиций предыдущих операторов, - этот стиль будет сохраняться, потому что у нас блестящие мастера, педагоги преподают, и этот факультет является одним из сильнейших во ВГИКе. К нему никогда ни от кого претензий нет. Это сильная школа. Безусловно, все, что заложено, будет сохранено. Факультет будет жить и по-прежнему профессионально работать", - подчеркнул Малышев.
Он также сообщил, что Юсову стало плохо в четверг вечером, когда оператор был в Нижегородской области и собирался посетить церемонию вручения сертификатов выпускникам Летней киноакадемии Никиты Михалкова, в которой он также преподавал. В Москву Юсов уже не вернулся. Данные о причине смерти, дате прощания и похорон пока не известны.
Оператор фильмов Тарковского, Данелии, Бондарчука
Вадим Юсов родился 20 апреля 1929 года в деревне Клавдино Ленинградской области. В 1947-1949 годах работал на Московском заводе металлоизделий. В 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека), работал ассистентом оператора, а с 1957-го года стал оператором-постановщиком киностудии "Мосфильм".
Судьбоносной для него стала встреча с Тарковским. В 1960 году именно дебютный фильм Тарковского "Каток и скрипка" стал первой крупной работой оператора. Затем последовали совместные работы "Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Солярис". В 1970-х фильмография Юсова дополнилась картиной Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину". В 1980-х появились "Красные колокола" и "Борис Годунов". Вместе с Георгием Данелия Юсов снял "Я шагаю по Москве", "Паспорт", "Не горюй!".
Помимо этого Юсов работал над телевизионным фильмом Льва Кулиджанова "Карл Маркс. Молодые годы". А уже в конце 80-х началось тесное сотрудничество тогда уже именитого оператора с молодым режиссером Иваном Дыховичным. Этот творческий тандем дал свет картинам "Черный монах", "Прорва", "Копейка".