"Страну восходящего солнца" сегодня можно с полным основанием назвать "страной роботов". Японцы создали механические подобия человека, которые умеют помогать по хозяйству, танцевать, крутить сальто на перекладине и делать массу других полезных вещей. Успехами роботостроения не замедлили воспользоваться люди искусства.
Жители Сиднея сегодня были поражены удивительным зрелищем. По одной из центральных улиц города полз японец-калека в строгом деловом костюме. Он выглядел настолько натурально, что некоторые оторопевшие прохожие порывались угостить беднягу едой или дать ему милостыню. Появление женщины в белом халате вполне вписывалось в контекст происходящего, и сиднейцы не сразу поняли, что стали невольными участниками японской комедии самоуничижения. Только когда в руках у медсестры вместо шприца появилась отвертка и началась подзарядка севшего аккумулятора, изумленной публике стало ясно, что все это - уличное представление.
"Я сначала так удивился, думал, это и вправду калека или, может, какой-то уличный актер, - говорит мальчик 15-ти лет. - Потом мне показалось, что он не настоящий. И вот выяснилось, что это робот".
Робот, главный герой спектакля, который поставил Мамоя Торимицу, - символ пережитого Азией финансового кризиса. Типичный японский служащий, чья личная жизнь полностью зависит от того, насколько он значим в своей компании. Человек, для которого потерять работу и связанный с ней социальный статус значит потерять все, стать никем.
"Передвигаться ползком приходится солдатам на поле боя, - сказал Мамоя Торимицу. - Можно сказать, что это ≈ солдат бизнеса. Рядовой японской корпорации, который обязан делать дело несмотря ни на что. Вот поэтому он у меня и ползает на брюхе по деловому кварталу большого города.
Сами японцы очень болезненно реагировали на подобный опыт театрального осмысления японского менталитета. А вот многих австралийцев робот неожиданно развеселил: неожиданно он оказался похож на премьер-министра Австралии Джона Ховерда.