Режиссеру "Белого солнца пустыни" Владимиру Мотылю в среду исполняется 75 лет, передает РИА "Новости". Несмотря на то, что он обратил на себя внимание зрителей и критики, написав вместе с Окуджавой сценарий и сняв неординарную комедию на военную тему "Женя, Женечка и "катюша", а также сняв фильм о декабристах "Звезда пленительного счастья", Владимир Мотыль вошел в историю кино прежде всего с шедевром "Белое солнце пустыни" (1970).
Этот фильм был задуман как российский вестерн на тему борьбы с басмачами. Сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков написали несколько вариантов, но ни один из них не понравился режиссеру. Тогда решили искать свидетеля гражданской войны в Средней Азии. Когда его наконец нашли, он пересказал давно известные байки, и прощаясь, вспомнил про то, как степные ханы бросали в боях свой гарем и как потом трудно было в пустыне с этими женщинами в паранджах.
Так появился новый сценарий, рабочее название которого было "Спасите гарем". Съемки шли трудно: в страшной жаре, на берегу Аральского моря, в песках. Отснятую пленку самолетом везли в Москву и ждали проявки. Лошади не желали скакать, актеры падали в обморок от солнечных ударов, но Мотыль настойчиво продолжал свое дело.
Сначала никто из кинематографистов не понял, что получился шедевр. Фильм долго не хотели утверждать в высших кинематографических инстанциях. Именно там родилась легендарная фраза "Восток дело тонкое", которую сказал тогдашний заместитель председатель комитета по кинематографии Владимир Баскаков. Все-таки фильму дали вторую категорию и выпустили на экраны страны малым тиражом и без всякой рекламы.
Фильм "Белое солнце пустыни" давно стал классикой и одной из любимых картин российского зрителя. Фразы из него стали крылатыми: "за державу обидно", "стреляли", "Гюльчатай, открой личико", "я мзды не беру", "восток дело тонкое".
В фильме гармонично сочетаются актерская игра и пафос гражданской войны, азарт поединка - с идеалами чести, юмор - с монументальным исламским пейзажем. В роли непобедимого одинокого красноармейца Сухова актер Анатолий Кузнецов сумел передать не просто ловкость, смекалку и силу, а сам былинный дух героизма. Глубину чести воплотил в роли таможенника великий актер Павел Луспекаев, а безмолвный Саид, сыгранный Спартаком Мишулиным, добавил русской стихии восточный орнамент.
Однако, несмотря на всероссийскую славу этого фильма, Мотыль не получил ни одной российской награды. Его не один раз выдвигали на Государственную премию, и каждый раз игнорировали. Наконец, возмутившись хронической несправедливостью, первый президент России Борис Ельцин своим указом наградил кинорежиссера орденом Почета (1995) за фильм "Белое солнце пустыни".
Сегодня у фильма негласный статус национального амулета и оберега, его берут с собой в космос космонавты, его везут за рубеж спортсмены, его показывают в стране в дни общих праздников.