Американские эксперты не склонны считать "Айзелуортскую Мону Лизу" произведением Леонардо да Винчи. Они скептически настроены по поводу появления новых доказательств подлинности хранившегося последние 40 лет в сейфе швейцарского банка полотна, авторство которого приписывают великому итальянскому художнику эпохи Возрождения.
Как сообщалось ранее, их намерен представить общественности в четверг, 27 сентября, в Женеве "Фонд Моны Лизы".
"Данная попытка далеко не первая," - приводит ИТАР-ТАСС слова нью-йоркского эксперта в области антиквариата и европейской живописи Дэвида Мэйера.
Впервые гипотеза от том, что "Айзелуортская Мона Лиза" принадлежит кисти Леонардо, была выдвинута в 60-х годах XX века. Ее отстаивал бывший владелец полотна, американский коллекционер и миллионер Генри Пулитцер.
В 1964 году предприимчивый американец приобрел коллекцию, доставшуюся наследникам после английского художника и знатока живописи Хью Блейкера. Главным, что его заинтересовало в ней, и была картина "Айзелуортская Мона Лиза".
Генри Пулитцер в 1966 году опубликовал книгу "Где находится Мона Лиза?". Он утверждал, что "Айзелуортская Мона Лиза" является незаконченным ранним портретом загадочной Лизы Герардини - жены торговца щелком из Флоренции.
Выход книги сопровождал ряд публикаций в американской и мировой прессе о якобы сенсационности данного открытия. Точно так же, как и сегодня, приводились аргументы в пользу его достоверности. Однако они не опирались на заключения экспертизы.
Заявления Пулитцера специалисты считали попыткой привлечь в корыстных целях внимание инвесторов к находившейся в его собственности картине. Предполагалась, что он намеренно создавал вокруг нее ажиотаж, чтобы затем с большой выгодой для себя продать на антикварном рынке. Именно это ему ставило в вину и большинство коллекционеров, также отвергших тогда признать авторство Леонардо да Винчи.
Между тем за последние 50 лет методы экспертизы художественных произведений претерпели революционные изменения. Появились лазерные и компьютерные технологии, позволяющие практически наверняка установить авторов старинных и малоизвестных ранее полотен.
В последние годы были определены возраст и авторство сотен картин, относящихся к периоду европейского средневековья и эпохи Возрождения. Десятки, которые, как было установлено, принадлежат кистям великих мастеров, хранятся в крупнейших музеях мира - таких как Эрмитаж, Лувр, мадридский Прадо и Метрополитен музей в Нью-Йорке.
"Может быть, произойдет чудо, и "Фонду Моны Лизы" удастся доказать авторство Леонардо да Винчи. Тогда это будет сенсация, сравнимая с открытием Генрихом Шлиманом легендарной Трои", - считает Дэвид Мэйер.