Спецпрограмма фестиваля "Текстура" закрылась фильмом о столкновениях в Иране
texturefest.ru

Показ документального фильма французского режиссера Манон Луазо "Письма из Ирана" и дискуссия о гражданской журналистике завершает спецпрограмму фестиваля "Текстура" в Перми, сформированную телеканалом "24 ДОК", сообщает РИА "Новости".

Всего в программе было показано два фильма - несколько дней назад гости фестиваля увидели датскую ленту "Посол" - о коррупции и алмазном бизнесе в Африке.

"Письма из Ирана" - это полуторачасовой фильм о событиях в этой стране, произошедших в 2009 году, и о том, что происходит в ней сейчас. В 2009-м, после выборов президента и победы Махмуда Ахмадинежада, начались многотысячные акции протеста. В итоге власти применили силу - многие митингующие погибли при разгоне манифестаций, многие оказались в тюрьмах, начались исключения из университетов, ставших очагами сопротивления.

Информацию из Ирана получать трудно - сейчас фактически это закрытая страна, с началом "зеленой революции" выславшая за свои пределы многочисленных журналистов, освещавших конфликт.

Создательница фильма - Манон Луазо - одна из тех журналистов, кто находился летом 2009 года в Тегеране, она стала свидетельницей вспыхнувшего неповиновения. Первый материал для фильма, показанного на фестивале, был собран там. Вернувшись на родину, Луазо начала систематизировать добытое и пришла к выводу о необходимости продолжения работы. Чтобы следить за происходящим в Иране, за тем, что скрыто от международных наблюдателей и журналистов, режиссер решила подключить местное население. Несколько женщин из Ирана снимали людей, записывали интервью, заседания муниципального совета, стычки в университетах на присланные из Франции камеры и тайно переправляли отснятый материал.

"Фильм создан благодаря трем замечательным женщинам, которые снимали тайно. После того как мы были вынуждены уехать из страны и нам запретили съемки фильма, мы выслали в Иран пятнадцать камер, так что это совместный фильм с нашими иранскими коллегами", - сказала режиссер.

В фильме несколько героев - девушка-студентка, одна из активных участниц сопротивления. Ее лицо, как и некоторых других героев, затемнено, виден лишь силуэт. Поэт и рэп-музыкант, она читает свои стихи о свободе, рассказывает о том, как подавала камни стоящему рядом мужчине, когда дело дошло до открытого столкновения с военными. О том, как тот погиб, убитый пулей в лоб.

Другая героиня - старуха в трауре - рассказывает о том, как потеряла девятнадцатилетнего сына - он погиб в первые же дни волнений. Теперь ее жизнь посвящена тому, чтобы выяснить, кто виноват в его смерти, кто заплатит за это, как предотвратить дальнейшие смерти, пытки, аресты. Старуху снимают дома и на кладбище - именно кладбища, где собравшиеся родственники оплакивают своих детей, стали на время центром свободомыслия.

Еще один герой - двадцативосьмилетний участник акций протеста, получивший политическое убежище во Франции после пребывания в иранской тюрьме, где повергался пыткам и избиениям. Он рассказывает о своих надзирателях и мучителях как о людях религиозных, фанатичных, идейных - как о продукте системы.

Интервью с героями перемежаются кадрами уличных беспорядков, митингов, разгонов, выступлений официальных лиц. Иран - не единичный случай в современном мире, этот пугающий опыт можно спроецировать и на другие страны. "Письма из Ирана" - уникальное документальное свидетельство о событиях, о которых достаточно непросто найти внятную информацию. И все же, в первую очередь, фильм Луазо не о политике, а о людях, которым суждено было жить в эпоху исторического слома.

"Это не политический фильм, но в Иране сейчас такая жизнь, что все стало политикой", - считает Луазо.