Известный советский и российский историк, бывший директор Института российской истории РАН, профессор Андрей Сахаров умер на девяностом году жизни
Ivtorov / Wikimedia Commons
 
 
 
Андрей Сахаров и Владимир Путин, март 2002 года
Пресс-служба Президента России

Известный советский и российский историк, бывший директор Института российской истории РАН, профессор Андрей Сахаров умер на девяностом году жизни, сообщает ТАСС со ссылкой на ученого секретаря института Нину Быстрову.

"Член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра "Историческая наука России", советник РАН, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Андрей Николаевич Сахаров ушел из жизни 26 июня в Москве. Ему было 89 лет. Прощание пройдет 29 июня в 12:00 в московском храме-часовне Михаила Архангела в Кутузовском проезде, похороны состоятся на Химкинском кладбище", - сказала Быстрова.

Андрей Сахаров родился в 1930 году в городе Кулебаки Нижегородской области в семье преподавателя политэкономии Николая Сахарова, который затем работал инженером-строителем и был репрессирован в конце 1930-х годов. Мать будущего ученого, Елена Константиновна, преподавала историю в средней школе.

В 1953 году Сахаров окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Через пять лет он стал сотрудником отдела печати Комитета молодежных организаций СССР, а еще через 10 лет - инструктором Отдела пропаганды ЦК КПСС.

С 1974 по 1984 год Сахаров был начальником главка (управления художественной литературы) Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

В 1982 году он защитил докторскую диссертацию на тему "Зарождение дипломатии Древней Руси. IX - первая половина X вв.".

С 1984 года Сахаров начал работать в Институте истории АН СССР в должности заместителя директора, а в 1993-2010 годах был директором Института российской истории РАН.

С 2004 года Сахаров являлся заместителем председателя Экспертной комиссии по анализу и оценке научного содержания ФГОС и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы, а также одним из разработчиков системы анализа и оценки учебников.

Ученый был видным специалистом по отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Он написал и опубликовал около 400 трудов по вопросам историографии и источниковедения, внешней политики России и международных отношений. Сахаров также является автором школьных учебников по истории.

Исследователь внес большой вклад в подготовку таких многотомных изданий, как "История человечества", "Великая Отечественная война", "История внешней политики России", "Трагедия советской деревни", "История Москвы с древнейших времен до наших дней". Вклад Сахарова в развитие исторической науки, научно-организационной и общественной деятельности отмечен в том числе орденами "Знак Почета", Дружбы Народов и "За заслуги перед Отчеством" IV степени.

В 1999 году вместе с академиком Г. Н. Севостьяновым Сахаров написал письмо тогдашнему директору ФСБ Владимиру Путину о необходимости рассекречивания и публикации информационных обзоров органов государственной безопасности об экономическом и политическом положении в СССР.

Тем не менее, роль Сахарова в исторической науке оценивается неоднозначно. Ученый приветствовал создание в 2009 году Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и активно включился в ее работу, о чем сообщала РАН. Он оставался членом этой скандальной комиссии вплоть до ее тихой ликвидации в 2012 году, на фоне роста общественной активности и протестов. Тогда даже участник заседаний комиссии историк Николай Сванидзе, считавший ее деятельность полезной, дал невысокую оценку работе комиссии. Он охарактеризовал эту деятельность как "редкую и вялую".

"Комиссия если чего хорошего и могла добиться - это открыть архивы. Но я думаю, что это не в ее силах, потому общий тренд в стране, скорее, другой, - скорее, он связан с движением к новому засекречиванию документов", - пояснил Сванидзе в интервью The Republic.

В 2012 году Сахаров участвовал в съемках псевдонаучного фильма сатирика Михаила Задорнова "Рюрик. Потерянная быль". Сам Задорнов так формулировал суть фильма в интервью "Комсомольской правде": "Любят у нас утверждать, что до прихода христианства славяне были дикарями. Честно говоря, этому и посвящен фильм. Не Рюрику, он лишь привлечение внимания. Культура у нас была величайшая".

В ходе дискуссии об оригинальности и научной ценности диссертации историка и нынешнего министра культуры Владимира Мединского "Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII вв." Сахаров выступил в поддержку автора. При этом историк ушел от прямой оценки спорной работы Мединского.

"Хорошо знаком с работами Мединского, в частности, с его книгой "Война. 1939−1945", о чем уже высказывал официальное мнение. Автор - замечательный популяризатор истории, что для профессионала в нашем деле - редкость. Комментировать какие-то глупости, распространяемые в интернете людьми, чье имя и репутация для серьезных ученых - это ноль без палочки, даже смешно, - приводил слова Сахарова журнал "Скепсис". - Научное сообщество традиционно с брезгливостью относится к историческим самозванцам, кои из ревности, от обиды или осознания собственной несостоятельности пытаются сделать имя на дешевых интернет-скандалах".

По мнению оппонентов Андрея Сахарова, в период его руководства Институтом российской истории атмосфера в учреждении не была благополучной. Ученого обвиняли в тяге к монополизации своей точки зрения и стремлении к вытеснению из института ряда известных историков.

Андрей Сахаров также организовывал травлю в духе сталинизма тех коллег, которых могли причислить к норманистам (сторонникам Норманнской теории, подчеркивающей роль викингов в образовании Древнерусского государства). "Сочные" цитаты из речей историка приводил сайт "Полит.ру": "определенную поддержку новейшие норманисты имеют среди некоторых ученых Запада"; "солидарность и конъюнктурный расчет лежит в основе этого опасного единства, покрывающего душным туманом русскую науку". О видной скандинавистке, докторе наук, Сахаров отзывался так: "Наша историография со времени отпетых норманистов XIX в. не знала ничего подобного. Мы снова возвращаемся в эпоху норманистских мифов, затасканных клише прошлого, отсутствия научных аргументов и амбициозной наглости".