Третьяковская галерея открыла первую выставку к своему предстоящему юбилею - она называется "Рисунок и акварель из собрания Павла Третьякова".
В мае 2006 года галерея отметит 150-летие - в 1856 году купец Павел Третьяков приобрел картину Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" и заложил основу своего домашнего музея. Считается, что произошло это в мае, оттого главные празднования начнутся в последнюю майскую неделю следующего года.
Первую выставку нового года решено приурочить ко дню рождения Павла Михайловича - 27 декабря по новому стилю. В графических залах главного корпуса представили лучшую часть графической коллекции Третьякова. Здесь рисунки и акварели хрестоматийных художников - от Маковского и Федотова до Шишкина и Бенуа.
Специально для выставки была создана интерактивная программа: на экране можно видеть старые залы Третьяковки с развешенными рисунками по пять-шесть рядов на одной стене. Подводя стрелочку курсора к какому-нибудь рисунку, можно получить его увеличенное современное изображение.
У юбилея будет и негативный подтекст, пишут "Новые Известия". Идея Мосгордумы "вернуть галерею городу" продолжает витать в воздухе. Дело в том, что в августе 1892 года Павел Третьяков передал свое собрание городу Москве, а после революции коллекция превратилась в общенациональный музей.
Столичные законодатели направили письмо президенту с просьбой вновь сделать Третьяковку исключительно "московским музеем" либо возвратить Москве часть подаренной коллекции.
Как сказала заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева: "После нашего ответа на все инициативы Московской Думы ситуация разрешилась, и вопрос закрыт. Я знаю, что и в президентской администрации не поддерживают этих утопических проектов. Как можно разделить то, что почти столетие создавалось всей страной? Ведь собрание Третьякова - это лишь часть (и довольно небольшая) нынешней галереи, даже те залы, в которых мы сейчас выставляем графику Третьякова, построены уже в советское время на общероссийские деньги. Вообще любой дележ в музейной сфере никогда и никому не идет на пользу - в конце концов, так можно дойти до упразднения всех государственных коллекций".