Диптих из слоновой кости с изображением сцен Рождества и Страшного суда, долгое время считавшийся подделкой, оказался подлинником, датированным XII или XIII веком. Более века ученые не верили в подлинность произведения искусства. Они считали, что копия относится к XVIII или XX веку. Радиоуглеродные анализы, проведенные в Великобритании и во Франции, подтверждают, что диптих был вырезан из слоновой кости в период между двенадцатым и тринадцатым столетиями, пишет The Times.
В XX веке складень, происхождение которого неизвестно, находился в частных собраниях. В 1924 году крупнейший французский искусствовед Раймон Кехлин заявил, что диптих является фальсификацией, так как он слишком сложный, чтобы быть средневековым. "Если мы признаем его подлинным, то придется пересмотреть представления о резных изделиях", - писал он.
Через два года складень был продан на аукционе в Париже за 3 тысяч фунтов стерлингов бывшему владельцу The Times, лорду Кеннету Томсону. Впервые шедевр будет продемонстрирован публике в рамках выставки коллекции Томсона, которую он собирал более 50 лет. В экспозиции будут представлены 45 средневековых произведений из слоновой кости.
Среди них - статуэтки Девы Марии с младенцем, украшавшие алтари в часовнях, а также миниатюры, которые ставили в дома, диптихи с изображением сцен из жизни Христа и гребни из слоновой кости XV столетия. Переносная молельня из слоновой кости использовалась во время поездок. Работая с куском слоновой кости, взятым из середины бивня, скульптор вырезал фигуру Девы Марии и младенца под навесом, который поддерживают колонны.
Эти работы явятся частью новой выставки Художественной галереи Онтарио в Торонто, которая является заключительной фазой программы восстановления этих произведений искусства. Лорд Томсон пожертвовал 50 млн долларов на строительство здания музея и еще 20 млн - на поддержания коллекции. Полностью его собрание произведений искусств будет продемонстрировано будущей осенью.