В понедельник, 28 декабря весь мир отмечает Международный день кино. 28 декабря 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинов братья Луи и Огюст Люмьер (ранее получившие патент на изобретенный ими аппарат "Синематограф") устроили для желающих первый публичный платный просмотр ряда снятых ими короткометражек, среди коих был и "Выход рабочих с фабрики Люмьер", хронометраж которого составлял всего 46 секунд. Показ легендарного "Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота" (при виде которого некоторые впечатлительные зрители в ужасе вскакивали с мест, боясь получить травмы или быть задавленными) состоялся несколько позднее, в январе 1896 года, сообщает РИА "Новости".
Несмотря на то, что сами Люмьер считали, что кино никогда не выйдет дальше показа сценок из жизни, и полагали, что интерес к нему быстро иссякнет, человечество навсегда "заболело" синемой, которая, как маленький ребенок, вначале не умела разговаривать и развлекала зрителей ужимками актеров.
Эпоха немого кино закончилась 6 октября 1927 года – в этот день в США в прокат вышел музыкальный фильм "Певец джаза" с Элом Долсоном в главной роли.
Эра цвета в кино началась в 1935 году, когда американские зрители увидели полнометражный цветной фильм "Бекки Шарп" режиссера Рубена Мамуляна.
В России первая киносъемка (полторы минуты) была сделана 30 сентября 1896 года фотографом Альфредом Федецким и называлась "Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков". За первой короткометражкой последовали его же "Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка" (октябрь 1896 года) и "Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе" (ноябрь 1896 года).
Премьера первого российского кинофильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм "Понизовая вольница" режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине "Из-за острова на стрежень". Длился первый российский фильм всего семь минут. Первой же цветной отечественной картиной следует признать кинодраму "Груня Карнакова" (1936) Николая Экка о бунте работниц на фарфоровом заводе во времена "проклятого царизма".
Многие с появлением кино безапелляционно предрекали смерть театру. Однако жизнь опровергла это утверждение. Впрочем, сила и мощь кинематографа, активно генерирующего в воображении зрителя иллюзорную картину мира, не оставила равнодушными политиков.
С самого начала они поняли, какое активное воздействие на массы можно оказывать посредством изобретения братьев Люмьер. В частности, экс-президент США Теодор Рузвельт сыграл самого себя в 1917 году, когда страна вступила в Первую мировую войну.
27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. С этого времени вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. А Сталин впоследствии лично отсматривал каждый снятый в стране художественный кинофильм (благо они выпускались в год в количестве не более 10).
Наиболее любимый персонаж у режиссеров – это Наполеон, а самый популярный киносюжет – о Золушке (во всех ее, в том числе и современных, интерпретациях). Если же говорить о вымышленных персонажах, то после Золушки это – Гамлет, Кармен, доктор Джекил и мистер Хайд, Фауст, Ромео и Джульетта, три мушкетера, дама с камелиями и Дон Кихот.
Самыми плодовитыми кинорежиссерами стоит признать немца Райнера Вернера Фасбиндера (который за 17 лет работы успел снять 37 полнометражных фильмов, три новеллы, два телесериала и одну документальную ленту) и японца Кэндзи Мидзогути, на счету коего 85 фильмов, из которых уцелели только 30.
Своеобразный рекорд и у знаменитого Чарли Чаплина, который в лирической трагикомедии "Огни рампы" (1952) выступил в качестве продюсера, режиссера, сценариста, композитора, монтажера, хореографа, художника по костюмам и при этом еще и сыграл главную роль.
В фильме "Молодой мастер" (1980) эпизод, где Джеки Чан проделывает трюк с веером, снимался 1300 дублей, однако знаменитый актер, в итоге сумел проделать трюк.
Самым же прибыльным фильмом в истории кино считается "Титаник" (1997) Джеймса Кэмерона, собравший в мировом прокате (помимо многочисленных "Оскаров") 1 миллиард 800 миллионов долларов. При этом бюджет фильма составил 200 миллионов долларов. Дистрибьютором фильма выступили две знаменитые голливудские компании: Paramount Pictures – в Северной Америке и 20th Century Fox Film - во всем остальном мире.