В минувшую субботу в Лондоне открылась долгожданная выставка "Из России: французские и русские шедевры живописи 1870-1925 годов", на которой представлены шедевры из четырех крупнейших российских музеев
royalacademy.org.uk
 
 
 
В экспозицию включены шедевры русской и французской живописи конца XIX - начала ХХ века, среди которых работы Пьера-Огюста Ренуара
royalacademy.org.uk
 
 
 
Представлена и знаменитая картина Кузьмы Петрова-Водкина "Купание красного коня"
royalacademy.org.uk

В минувшую субботу в Лондоне открылась долгожданная выставка "Из России: французские и русские шедевры живописи 1870-1925 годов", на которой представлены шедевры из четырех крупнейших российских музеев.

Между тем, как стало известно, отмена выставки грозила Королевской академии искусств банкротством: каталог картин был напечатан заранее, ничем другим заменить эту выставку было невозможно. Российские власти разрешили вывоз картин в Англию лишь за две недели до открытия экспозиции, пишет "Коммерсант".

В первый день выставки, прославившейся еще до ее начала благодаря тревожным статьям в британской прессе, прошел при полном аншлаге. 26 января задолго до начала работы экспозиции во дворе Королевской академии искусств выстроилась огромная очередь из желающих увидеть выставку. Двери Королевской академии распахнулись ровно в 10 часов утра (13:00 по московскому времени), и первые посетители смогли увидеть долгожданные картины русских и французских мастеров, передает РИА "Новости".

Раскинувшаяся в девяти залах экспозиция включает в себя почти 120 шедевров живописи из коллекций четырех крупнейших музеев России - Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина, Русского музея и Третьяковской галереи. Музеи Москвы и Петербурга впервые объединились для проведения подобной совместной выставки, и зрители это сразу же оценили.

В заполнившихся сотнями людей залах академии были не только британцы. Слышалась вокруг французская, японская, испанская, и, конечно же, русская речь. Ценители искусства вполголоса обсуждали между собой картины, многие из которых никогда раньше в Соединенном Королевстве не выставлялись.

В экспозицию включены шедевры русской и французской живописи конца XIX - начала ХХ века, среди которых работы Винсента ван Гога, Поля Гогена, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Натальи Гончаровой.

Отдельные залы посвящены хранящимся ныне в собраниях ГМИИ и Эрмитажа экспонатам из знаменитых коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Именно эта часть выставки вызвала наибольшее количество споров и даже ставила под вопрос сам факт появления картин в Лондоне.

История многострадальной выставки

Осенью 2007 года в некоторых британских СМИ появились сообщения о том, что шедевры живописи могут не вернуться в Россию, так как на них могут претендовать частные британские компании, имеющие российских должников, а также наследники дореволюционных владельцев картин. Речь, в частности, шла о претензиях внука Щукина Андре-Марка Делок-Фурко и наследника Морозова Пьера Коновалоффа.

Российские музеи отказались привозить картины в Лондон, пока Великобритания не предоставит законодательных гарантий возврата всех произведений на родину. В результате, 31 декабря 2007 года досрочно вступил в силу британский закон об исполнении судебных решений, защищающий произведения искусства от конфискации. Только после этого российская сторона дала добро на ввоз в Лондон выставки, застрахованной почти на 2 млрд долларов.

Однако если во время пресс-показа 22 января тема претензий наследников и юридических проволочек вокруг выставки была едва ли не основной в стенах Королевской академии, а сами родственники Морозова и Щукина давали интервью прессе, то в субботу внимание публики, наконец, было полностью сосредоточено на самих шедеврах искусства.

Для многих иностранных посетителей выставки, знакомых с самыми крупными именами в русском искусстве, стали откровением работы менее известных на Западе художников ХХ века и бурным развитием всевозможных направлений и течений внутри русского искусства на рубеже веков. "Невероятно, как в пределах 20 лет смогли появиться такие разные работы, как "Лев Толстой босой" Репина и "Черный квадрат" Малевича", - поделился своими впечатлениями от посещения выставки один из гостей.

Особое внимание привлекает зал, полностью посвященный художнику Владимиру Татлину и его проекту "Башни III Интернационала". В полумраке зала представлена модель грандиозного сооружения и одна из работ художника, конструировавшего свои произведения из натуральных материалов - металла, дерева, веревок и т.д. Здесь же зрителям показывают фильм о том, как бы выглядел современный петербургский городской пейзаж, будь проект Татлина воплощен в жизнь.

Находящихся под впечатлением от выставки гостей не может оставить равнодушными и специально составленный по этому случаю ассортимент магазина Королевской академии. Помимо красочного каталога выставки, там можно найти и супрематистские фарфоровые кофейные чашки с рисунками Малевича и Суэтина, женские шарфы с мотивами картины "Променад" Марка Шагала, белые футболки с красным и черным квадратами, выполненные известными дизайнерами ювелирные украшения и многое другое, что надолго сможет оставить память об уникальной выставке "Из России".

Скандал вокруг выставки лишь добавил ей популярности - билеты раскуплены уже вплоть до 6 февраля. Но у желающих еще будет немало шансов увидеть экспозицию, которая будет открыта до 18 апреля 2008 года.