Четыре картины голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна, ранее считавшиеся копиями, признаны подлинниками. К такому выводу пришел Кристофер Браун директор оксфордского музея Ашмола, пишет британская газета Independent.
Браун провел экспертизу четырех картин из собрания лондонского музея Уоллеса. Одна из исследуемых работ "Добрая самаритянка" (1633) ранее была квалифицирована как "поздняя копия утраченного оригинала" исследователями из организации Rembrandt Research Project (RRP), которая занимается работами великого голландца с 1960 года.
К числу таких же "спорных" картин относились "Автопортрет в черном берете" (1637), "Портрет Жана Пелликорна с сыном Каспером" (1632-1634) и "Портрет Сюзанны ван Коллен с дочерью Анной" (1632-1634). Исследователи посчитали, что последняя могла быть написана учеником художника Говертом Флинком, а остальные принадлежат кисти другого неизвестного художника.
Однако Кристоферу Брауну удалось обнаружить подлинные клейма Рембрандта на полотнах в виде монограммы RHL (Рембрандт, сын Харменса из Лейдена), а также доказать, что эксперты RRP упустили из виду частую смену манеры письма мастера.
Дело в том, что Рембрандт толерантно относился к подделкам своей живописи. Он призывал своих учеников писать с его манере, и иногда даже подписывал своей рукой произведения, созданные кистями своих учеников.
Это значительно осложняет исследования творчества художника искусствоведами, которые на протяжении многих веков спорят о том, какие именно работы принадлежат кисти Рембрандта. Помимо этого, проблему идентификации его работ осложняет частая смена манеры письма и стилевые эксперименты художника.
В собрании Уоллеса с 1897 года находятся двенадцать полотен, приписываемых Рембрандту. В 1992 году один из влиятельных специалистов по нидерландской живописи Джон Ингамеллс оспорил подлинность одиннадцати картин.
Кристофер Браун намерен опубликовать результаты своего исследования в декабрьском номере одного из искусствоведческих журналов. После публикации музей, славящийся исключительно богатой коллекцией западноевропейской живописи, сможет утверждать, что пять картин принадлежат кисти Рембрандта.