В минувшую пятницу, 25 мая, премьерой оперы Мусоргского "Борис Годунов" в постановке известного британского режиссера Грэма Вика открылся в Петербурге ХХ международный фестиваль "Звезды белых ночей"
Государственный академический Мариинский театр

В минувшую пятницу, 25 мая, премьерой оперы Мусоргского "Борис Годунов" в постановке известного британского режиссера Грэма Вика открылся в Петербурге ХХ международный фестиваль "Звезды белых ночей".

В этой версии знаменитой оперы проводится параллель между безжалостным российским XVI веком и путинской Россией: вместо опричников - ОМОН, разгоняющий манифестантов, защищая власть. Над сценой висит плакат "Народ хочет перемен!". Новую постановку иначе как аллюзию на беспрецедентное протестное движение, с которым сражается Владимир Путин, воспринять невозможно, отмечает RFI.

"В первой же картине обнаруживается недвусмысленная отсылка к февральскому митингу на Поклонной горе: колоритные полицейские и подчеркнуто безликие функционеры сгоняют к авансцене оплаченную фальшивую массовку, стенающую в строгом соответствии с полученным от организаторов сценарием ("Митюх, а Митюх, чего орем?" - "Вона! Почем я знаю!") и размахивающую триколорами перед объективами телевизионщиков, на жилетках которых зоркий зритель обнаружит логотип Первого канала. Еще имеются неистовые богомольцы, явно желающие приложиться к поясу Пресвятой Богородицы, и, разумеется, ОМОН, проводящий зачистку несанкционированного собрания оппозиционеров в едва ли не полной тьме - затем, вероятно, чтобы никто из сановных покровителей Мариинского театра в прямом смысле слова не смог разглядеть в происходящем на подмостках политической крамолы", - пишет "Коммерсант".

"Сценография Стюарта Нанна - собирательный образ России, увиденной глазами иностранца: немыслимые для западного сознания контрасты вопиющей нищеты и кричащей роскоши, слившиеся в сюрреалистическое целое воспоминания о залах Кремлевского дворца съездов и Большого театра, с одной стороны, и о внутреннем убранстве то ли Успенского собора, то ли храма Христа Спасителя - с другой. Везде снуют рабочие в спецовках - некогда величественным интерьерам срочно требуется капитальный ремонт: драпировки полуистлели, на стене зияет грязный след валяющегося под ногами попранного советского герба (в сцене коронации Бориса его демонстративно вынесут вон), к рампе подбираются волны окаменевшей лавы - только что пережившая мучительный политический катаклизм страна застыла в ожидании очередной катастрофы", - отмечает газета.

Удивительное же в этой постановке, как отмечает RFI, то, что Валерий Гергиев, под руководством которого была поставлена опера, разделяет и поддерживает взгляды Владимира Путина.

Правда, "Коммерсант" видит объяснение того, что "оппозиционная" опера была поставлена в гергиевском театре в том, что "манера театрального повествования Грэма Вика в равной степени конъюнктурна и труслива: режиссеру вроде бы ужасно хочется следовать востребованным публицистическим трендам, но сказать со сцены все как есть кишка тонка и потому приходится ограничиваться фигами в кармане".

"Постановка заслуженного ветерана европейской музыкальной сцены Грэма Вика лишний раз красноречиво напоминает о кризисе, переживаемом в последние годы оперной режиссурой во всем мире: современному театру нечего сказать о "Борисе Годунове", да и сам материал оперы Мусоргского очевидно устал, потерял эластичность от того, сколько раз его встряхивали, переиначивали, выворачивали наизнанку. Та же усталость слышна и в на редкость дежурной интерпретации Валерия Гергиева: открывать одну и ту же партитуру одними и теми же отмычками которое десятилетие подряд невозможно - пусть даже при наличии впечатляющего ансамбля солистов во главе с предсказуемо превосходным Евгением Никитиным", - резюмирует газета.