Мюзикл "Джихад", вошедший в программу открывающегося 1 августа фестиваля экспериментальных театров в Эдинбурге, оказался в центре грандиозного скандала
Jihad-the-musical.com

Мюзикл "Джихад", вошедший в программу открывающегося 1 августа фестиваля экспериментальных театров в Эдинбурге, оказался в центре грандиозного скандала. Дело в том, что идея изобразить террор путем музыкальной пародии, вызвала неоднозначную реакцию общественности. Зрители уверены, что даже когда Усама бен Ладен танцует в окружении фигур в развевающихся розовых чадрах, его вряд ли можно назвать смешным.

Фестиваль еще не начался, а группа граждан уже начала сбор подписей, чтобы помешать завтрашнему показу спектакля выпускников Итона и Гарварда, пишет La Repubblica. "Премьер-министр должен осудить отвратительный портрет терроризма и его жертв в мюзикле "Джихад", – говорится в послании, направленном премьер-министру Гордону Брауну. – Иронизировать над исламским экстремизмом крайне оскорбительно, особенно для его жертв" (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Между тем, у большинства британских граждан гораздо больший интерес вызвал не сайт британского правительства, а ресурс, где выложено видео с главной песней мюзикла "Хочу быть как Усама".

Это попытка сорвать маску с террориста номер один в мире. "Пожалуйста, пусть я буду таким, как Усама, лишь бы меня показывал канал al Jazeera", – просит главный герой мюзикла, организатор террористического заговора Хусейн, вместе с нищим афганским крестьянином, выращивающим опиумный мак. Но у Хусейна есть и другие интересы: под звуки марша он поет: "Я хочу объявить войну цивилизаций и носить под своей туникой фирменную одежду".

Даже мюзикл о Тони Блэре, также включенный в программу фестиваля в Эдинбурге, не смог потрясти британское общественное мнение до такой степени, что зазвучали требования о цензуре. Автор текстов 24-летний англичанин Бен Шойер, закончивший Итон, попытался оправдаться в интервью Observer: "Это спектакль, в котором поют и танцуют в ритме безудержного галопа. Мы хотели всего лишь поддержать моральный дух во времена угроз для безопасности". В другом интервью, данном 4-му каналу ВВС, Шойер признался: "Спектакль вызвал такую полемику, потому что он затрагивает очень важную тему для нашей сегодняшней жизни".

Посетителей сайта YouTube развеселил, в первую очередь, танец девушек в розовых развевающихся паранджах. Хотя актриса Зое Сэмюель, которая провела детство в Лондоне, а потом переехала в США, где работает в театрах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, призналась, что эта полемика застала ее врасплох: "Я думала, что наше вмешательство в безумный мир международного терроризма будет воспринято иначе. Я опиралась на английскую традицию, чтобы найти в себе силы смеяться и в таких сложных ситуациях. В частности, чтобы ответить оружием иронии тем, кто пытается нас запугать и разрушить наши жизни".

Даже на афише спектакля авторы повторяют свое послание: "Запад не будет побежден (вновь), пока у нас будет такой хор" (ссылка на женщин в розовых паранджах с винтовками и саблями из картона). Продюсер Джеймс Лоуэр отмечает в интервью Observer: "Мы очень внимательно подошли к теме, чтобы не оскорбить ни одну из религий, и те, кто выступает с осуждением спектакля, должны просто прийти и посмотреть его, чтобы понять его суть".

В мюзикле "Джихад" высмеиваются не только террористы, но и средства массовой информации. "Я стану знаменитым среди мусульман, обо мне будут самые громкие заголовки в СМИ всего мира. Пожалуйста, сделай меня похожим на Усаму, и все будут говорить обо мне на протяжении всей истории", – поет Хусейн. И юноша Саид по прозвищу "al-Boom", который выращивает опиумный мак, оказался из-за своей любимой в сложном положении, между джихадистами, с одной стороны, и циничным репортером, готовым на все, чтобы добыть материал, который можно продать своим читателям, – с другой.

В Иордании тоже посмеялись над бен Ладеном

Отметим, это уже не первая попытка высмеять террориста номер один при помощи музыки и танца. В 2001 году иорданский драматург Хишам Янис создал мюзикл про бен Ладена, чтобы его соотечественники от души посмеялись над образом самого великого террориста всех времен и народов. Пьеса открывается обвинительной речью, в которой упоминаются все деяния террористов вообще и бен Ладена в частности. Там есть даже строчки про покойного короля Иордании Абдуллу, которого пытались убить во время отпуска на Средиземном море.

По мнению Хишама Яниса, через песни намного легче передать смысл происходящего в мире, а также донести до публики мысль о том, что бен Ладен действительно опасен, даже для жителей Иордании. Мюзикл был поставлен во время священного месяца Рамадана и не в театре, а в крупнейшем ресторане Аммана, напоминает "Час Пик".