МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
По состоянию на 1 февраля резервы правительства, разделенные на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, составили 7,8 триллиона рублей. Из них триллион был получен в результате переоценки активов фондов, размещенных в иностранной валюте. Совокупный доход от размещения средств фондов выглядит скромнее - 271 миллиард рублей с 30 января прошлого года.
Использовать резервы для стабилизации финансовой системы страны российские власти стали еще в прошлом году. Так, из средств Фонда национального благосостояния 410 миллиардов рублей было размещено на депозиты в ВЭБе, а 175 миллиардов из этих денег было потрачено на скупку акций российских компаний для поддержания отечественного фондового рынка.
Правда, операция по спасению отечественного фондового рынка обернулась пустой тратой денег: в условиях дефицита ликвидности и резкой девальвации рубля игроки на российском рынке предпочитали скидывать акции и облигации и покупать доллары и евро на все свободные средства. Впрочем, Минфин тут мало что потерял: деньги оформлены как депозит под 7% годовых, который ВЭБу предстоит отдавать только 31 декабря 2019 года, а к тому времени рынок (если он совсем не прекратит свое существование) уж как-нибудь да вырастет.
Другая часть размещенного в ВЭБе 400-миллиардного депозита должна была пойти на выдачу субординированных кредитов российским банкам. Имелось в виду, что деньги эти помогут наполнить российскую банковскую систему "длинными" деньгами, которые поспособствуют кредитованию реального сектора, однако реализовалась в этом дальновидном плане только первая его часть. Отдельные банки "длинные" деньги получили. И тут же отнесли их на валютную биржу - купили долларов и евро.
Возвращаясь к Минфину с его резервами, можно констатировать, что те 410 миллиардов, которые получил ВЭБ, уже "использованы". По крайней мере, вернутся к госкопилку они не скоро. Однако, благодаря "смежникам" - Банку России и устроенной им девальвации рубля, эти "использованные" деньги были с избытком компенсированы. По словам заместителя директора департамента международных финансовых отношений Минфина Петра Казакевича, курсовая разница принесла госфондам около 1 триллиона рублей.
В этом году пополнение государственных Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за счет сверхдоходов от продажи нефти прекратится. Более того, Минфин не скрывает, что собирается начинать тратить Резервный фонд для покрытия дефицита бюджета.
Однако если резервы и дальше будут расти, благодаря "переоценке размещенных в иностранной валюте активов", то есть за счет девальвации рубля, смысла никакого в этих тратах нет. Министр финансов Алексей Кудрин неоднократно повторял, что "черный день", на который экономика страны откладывала излишки, образовавшиеся во время "тучных годов", наступил.
Время задействовать резервы пришло. К сожалению, пока Минфин вместе с ЦБ только зарабатывают на обесценивании национальной валюты, причем Банк России при этом еще и нарушает Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 3 которого гласит:
Целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.