МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
На первый взгляд, вопрос о том, какой будет инфляция в Америке, для российских граждан является отвлеченным и имеющим мало отношения к повседневной жизни. Иное дело - курс доллара или, скажем, цена на нефть, пусть даже и в Лондоне. Однако на деле американская инфляция - это и стоимость нефти, и курс доллара, и даже цены на китайский ширпотреб.
Именно поэтому дискуссия, развернувшаяся в Федеральной резервной системе, имеет непосредственное отношение ко всем. Суть разногласий в том, что больше угрожает в настоящий момент американской экономике - инфляция или дефляция.
Так, главы Федеральных резервных банков Нью-Йорка и Сан-Франциско Уильям Дадли и Джанет Йеллен считают нынешний низкий уровень инфляции доказательством того, что избыточные мощности в США слишком велики, а восстановление экономики слишком неустойчиво, чтобы Федрезерв мог начинать выходить из режима экстренного финансирования и ужесточать денежную политику. Иными словами, накачка экономики дешевыми долларами должна быть продолжена до тех пор, пока восстановление не станет "устойчивым".
"При столь высоком уровне безработицы зарплаты и доходы обычно растут медленно, и производителям с ритейлерами сложно поднимать цены, - цитирует Wall Street Journal Джанет Йеллен, - Именно в этой ситуации мы сейчас находимся, и в результате и без того низкое инфляционное давление демонстрирует понижательный тренд".
На первый взгляд, статистика подтверждает эту точку зрения. Последние - февральские - данные свидетельствуют, что цены без учета продуктов питания и энергоносителей выросли всего на 1,3% по сравнению с февралем прошлого года. Это не только является минимальным приростом в пересчете на годовые темпы за 6 лет, но и существенно ниже таргетируемого ФРС уровня инфляции в 2%.
Однако оппоненты Дадли и Йеллен во главе с главой Федерального резервного банка Филадельфии Чарльзом Плоссером утверждают, что нынешние показатели инфляции в США искажены падением цен на рынке жилья. Плоссер, как урверждает Wall Street Journal, опасается инфляционных ожиданий потребителей и бизнеса и призывают повысить процентные ставки "в скором времени, чтобы снизить риски увеличения долгосрочных инфляционных ожиданий".
От того, чья точка зрения победит, зависит, как скоро ФРС начнет поднимать краткосрочные ставки, что немедленно отразится на стоимости ипотеки. Пока Плоссер в меньшинстве - на заседании 16 марта Комитет по открытым рынкам ФРС принял решение сохранить базовую ставку в диапазоне 0-0,25% годовых Причем в сопровождавшем решение заявлении было отмечено, что ставка останется на текущем уровне в течение длительного времени.
Объясняется это в значительной степени тем, что американский рынок недвижимости действительно восстанавливается крайне медленно - слишком велико бремя ипотечных заемщиков и слишком вовлечено население в ипотеку, чтобы возникшие еще в 2007 году проблемы были решены так быстро.
При этом, если для США состояние их рынка жилья - вопрос ключевой и, может быть даже более важный, чем цены на бензин или продовольствие, то для остального мира стоимость квадратного фута на Манхеттене интересна лишь постольку, поскольку она может повлиять на устойчивость американских ипотечных агентство и надежность их облигаций. А поскольку государство фактически приняло на себя себя ответственность по их обязательствам, вопрос и вовсе становится чисто теоретическим.
Зато тот факт, что часть дешевых долларов, которыми ФРС исправно снабжает крупнейшие американские банки, поступает на фондовые и товарные рынки, причем не только в США, относится ко всем, поскольку дорожают нефть и цветные металлы, а на фондовых рынках стран БРИК ситуация уже ставляет задуматься о надувании новых пузырей.
Дорожающее сырье просто не может не повлиять на цену конечной продукции, а в России есть еще один дополнительный фактор, способный разогнать инфляцию: приток нефтедолларов, который частично скупает ЦБ, борясь с избыточным укреплением рубля, добавляет денег в экономику, что в определенных обстоятельствах может спровоцировать рост цен даже в условиях укрепления рубля и удешевления импорта. Так уже было в России в 2007 - начале 2008 года.