МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Российские граждане в минувшее воскресенье лишили партию власти не только конституционного большинства в парламенте, но даже и простого, по крайней мере при голосовании (в результате перераспределения голосов, отданных за партии, не прошедшие в Думу, ЕР может получить больше 50% мандатов).
И это несмотря на старательно зачищенный политический ландшафт, что лишило выбора изрядное количество граждан. Несмотря на многочисленные нарушения до и во время выборов, несмотря на "вбросы" и "карусели", обрушенные хакерами сайты независимых СМИ, несмотря на обилие в центре Москвы полиции и внутренних войск, какого, пожалуй, не наблюдалось с начала 90-х.
Результат неожиданный. Не потому, что Дума нового созыва будет как-то радикально отличаться от прежней. Речь об этом не идет: российский парламент деградировал в крайней степени, и "системная" оппозиция - не более чем интегрированный элемент властной вертикали с заданными этой вертикалью функциями. И реальная оппозиционная деятельность в эти функции явно не входит.
Тем не менее, недооценивать итоги выборов не стоит. Прежде всего потому, что партия власти сама предложила считать эти выборы своеобразным референдумом, итог которого должен был стать "вотумом доверия" правящему "тандему". И если отнестись к результатам голосования именно так, можно констатировать: "вотума" никакого не получилось. По сути, правящий "тандем" лишился "контрольного пакета", и властной монополии (пока теоретически) может настать конец.
В России, по крайней мере в бизнесе, с самого начала сложилась практика, при которой отсутствие контрольного пакета может стать поводом для "корпоративных войн" и передела собственности. Громких примеров можно привести сколько угодно. Чего стоят одни только злоключения британской ВР, неосмотрительно создавшей с российскими партнерами СП на паритетных началах. Или затяжной конфликт вокруг ГМК "Норильский никель".
Одним словом, старательно выстраивавшийся в России в последние годы политический авторитаризм, "продававшийся" для внешнего и внутреннего употребления под маркой "стабильности", дал трещину. Вопрос в том, как отреагируют на это инвесторы.
Известно, что решения они принимают исходя из довольно циничных и прагматичных соображений, далеких от идеалов свободы и демократии. Вместо гарантий сохранности своих вложений, которые предоставляются развитыми институтами, такими как право частной собственности, независимая судебная система, прозрачные и понятные правила ведения бизнеса, не оставляющие места коррупции, инвесторы готовы удовлетворяться личными гарантиями, которые можно получить за взятку или благодаря личному знакомству с людьми, облеченными властью.
Поэтому если раньше, когда исход парламентских выборов казался заранее предопределенным, можно было смело прогнозировать, что (при прочих равных) отток инвестиций из России после парламентских выборов станет не таким масштабным, как в последние месяцы, сейчас оснований для подобного рода прогнозов значительно меньше.
Но есть и другая логика. Последние "Итоги недели" были посвящены политическим рискам, которые существенно различаются по степени последствий, в которые они могут вылиться, в том числе и для инвесторов. Разрушение политической монополии на парламентских выборах еще может стать основой для реанимации цивилизованной, ненасильственной процедуры смены власти.
Для циничных инвесторов одной лишь призрачной надежды на восстановление в России ключевых институтов, скорее всего, окажется слишком мало. Но инвестиции, которые может недополучить страна в течение нескольких месяцев, - весьма скромная цена за шанс получить более устойчивую политическую и экономическую систему.