Максим Блант: Азиатский отрыв
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Роль локомотива мировой экономики, похоже, окончательно переходит к Китаю. В то время как в США говорят лишь о "замедлении темпов падения", а в Европе прогнозируют продолжение кризиса до следующего году, китайская экономика продолжает расти, вытягивая за собой других.

Единственная, пожалуй, экономика в мире, которая в первом квартале не просто росла, а еще и превосходила по ряду показателей прогнозы аналитиков, стала экономика Китая. Квартальный обзор Народного банка Китая констатирует рост объемов кредитования и инвестиций. Что еще более важно - начал расти и перевалил отметку в 50 пунктов индекс деловой активности в производственном секторе Китая, что свидетельствует о том, что предприятия наращивают производство.

Это дало повод президент Азиатского банка развития Харухико Куроде сделать вывод, что пресловутое "дно" китайская экономика миновала. Причем, если это действительно так, то сделали это китайцы самостоятельно - без внешних стимулов вроде роста спроса на китайский экспорт.

Если еще недавно многими считалось, что восстановление мировой экономики невозможно без восстановления платежеспособного спроса со стороны США и других развитых стран, то сейчас этот тезис начал подвергаться серьезной переоценке.

Усилия китайских властей, направленные на смену модели экономического роста и стимулирование внутреннего потребления, которое должно заместить внешний спрос на товары китайского производства, начали приносить плоды.

Уровень потребительского доверия в Китае вышел на первое место в мире. Только 35% китайцев считают, что внутренняя экономика переживает спад. Индекс потребительских намерений китайцев не снижается. Большинство китайцев считают, что следующие двенадцать месяцев являются наилучшим временем для совершения покупок.

В первом квартале текущего года в Китае было продано 2,64 миллиона автомобилей, что на 6% больше аналогичного показателя предыдущего года. По этому показателю Китай впервые опередил США и стал мировым лидером по объему потребления автомобилей.

Рост потребления в Китае стал основным фактором неожиданного для аналитиков роста промышленного производства в Японии и благоприятно сказался на состоянии южнокорейской экономики. Даже американские автомобили продаются в Китае лучше, чем в США.

Параллельно китайские власти прилагают довольно серьезные усилия для того, чтобы оградить национальную экономику от рисков, связанных ьс повторением финансовых катаклизмов образца прошлого года.

Приняв решение ориентироваться на внутренний спрос в качестве основного источника роста экономики, Китай начал постепенно продвигать юань в качестве валюты, которая может использоваться в международной торговле вместо доллара. Делают это власти Поднебесной постепенно, без резких движений, которые могли бы поставить под удар экспортеров и гигантские резервы, накопленные за последние годы Народным банком Китая, но тенденция очевидно просматривается в всех действиях китайских денежных властей.

Разговоры о том, что юань со временем может стать основной региональной валютой в Азии, ведутся уже несколько лет, но сейчас создается реальный механизм для начала этого процесса.

Договорившись о создании и распределении ролей в азиатском стабилизационном банке, ведущие страны региона по-сути создали аналог МВФ, в котором нет ни США, ни Европы, что дает шанс экономикам региона минимизировать потери в случае, если остальной мир накроет новой волной кризиса.

Сегодня Китай, по крайней мере в Азии, осторожно начинает заполнять ниши, вынужденно освобождаемые американской экономикой и исполнять роль, которую в течение многих десятилетий выполняли США. Главное, чтобы эта ноша не оказалась для Китая непосильной.