МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Экс-министр топлива и энергетики Юрий Шафраник предупредил правительство, что нефть в следующем году может стоить дешевле, чем заложено в бюджете. Вместо 75 долларов за баррель может получиться 60.
"Независимая газета", опросив нескольких экспертов, вышла с безапелляционным и несколько пугающим заголовком, гласящим, что доллар в следующем году будет стоить 40 рублей.
Следует сразу оговориться, что вероятность того, что нефть в следующем году действительно будет стоить 60 долларов за баррель, а доллар - 40 рублей, существует. Хотя эта вероятность не намного выше, чем вероятность цены барреля выше 100 долларов и доллара за 25 рублей, или нефти по 60 и доллара за 30.
Для того, чтобы оценить эти вероятности, мало иметь лишь статистические данные о том, как сейчас развивается мировая и российская экономика. Не менее важно уметь предугадать реакцию властей на те или иные события.
Взять ту же нефть. Прогноз независимого Института энергетической стратегии, на который ссылается экс-министр топлива и энергетики, строится на ожидании второй волны экономического кризиса в мире, которая неизбежно должна привести к снижению спроса на энергоресурсы, а значит, и к падению нефтяных цен.
Прогноз наступления в следующем году "второй волны" не оригинален. Многие ведущие мировые экономисты, включая более чем авторитетного профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, весьма высоко оценивают вероятность повторной рецессии в США.
Однако замедление американской экономики вовсе не означает автоматического падения цен на нефть. Несмотря на то, что тот же Рубини уверен: "У США закончились патроны", и дальнейшие меры стимулирования не принесут никаких плодов, это не означает, что американские власти этих мер принимать не будут, смирятся с ситуацией и будут бесстрастно наблюдать за повторением событий 2008 года.
Напротив, новый, пока еще скромный пакет мер, предусматривающий налоговые льготы, уже подготовлен администрацией Обамы. И, можно не сомневаться, по мере ухудшения ситуации (если она действительно будет ухудшаться), мер этих будут все больше.
Та же "Независимая газета" за три дня до "страшилки" о 40 рублях за доллар опубликовала статью, в которой не менее убедительно доказывается, что новая волна кризиса приведет к новым порциям денежных вливаний со стороны центробанков развитых стран и взлету нефтяных цен.
И все же, если цены на нефть в следующем году действительно рухнут, значит ли это, что последует автоматический обвал рубля? Абсолютно не факт. В конце 2011 года в стране очередные выборы в Думу, и резкая девальвация национальной валюты – далеко не лучший фон для очередного триумфа "Единой России". И не только из-за того, что курс доллара – до сих пор тема, которая неизменно волнует население. Причем волнует гораздо больше, чем абстрактные цифры экономического роста или роста промпроизводства.
Есть еще одна причина: в результате аномальной жары и неурожая Россия сегодня гораздо сильнее зависит от импорта продовольствия, чем в 2008 году. И обвал рубля будет означать взлет цен на импортные продукты и скачек продовольственной инфляции. Возникают большие сомнения, что власти в предвыборный год решатся повторить эксперимент 2008 года, когда была объявлена "плавная девальвация" рубля. Тем более что эксперимент тот с треском провалился, и падение курса национальной валюты лишь усугубило кризис.
Наконец, последний вопрос: хватит ли у российского ЦБ сил и средств противостоять спекулятивным атакам на рубль, если нефтяные цены рухнут. Тут сомнений никаких – хватит, причем с избытком. Если только Банк России опять не начнет накачивать банковскую систему триллионами рублей, параллельно намекая, что не против ослабить рубль.
И тем не менее, прогнозировать действия российских властей – занятие неблагодарное, особенно в те моменты, когда нефтяные цены падают. Тогда случаются и приступы паники, и приступы неоправданной щедрости, сменяющиеся приступами не менее неоправданной скупости, и другие неадекватные реакции. Поэтому 40 рублей за доллар – вовсе не такой уж и невероятный сценарий для следующего года.