ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
На этой неделе ЦБ опубликовал свежую порцию статистики о размере внешнего долга. Из представленных данных следует, что в 2010 году объем зарубежных заимствований российских экономических агентов вырос на 21 млрд долларов (4,6%), до 488,7 миллиардов.
В первом квартале импорт заемного капитала в Россию усилился: в январе-марте совокупный внешний долг России увеличился еще на 15,9 млрд долларов (3,3%), до 504,6 млрд долларов. Таким образом, величина внешних обязательств РФ превысила полутриллионный рубеж - впервые с 2008 года.
Не секрет, что вплоть до начала кризиса быстрый рост внешних заимствований российскими банками и корпорациями, не вызывал особой тревоги ни у самих экономических агентов, ни у регуляторов. Страна переживала кредитный и экономический бум, и дешевые иностранные займы воспринимались как естественная (особенно, учитывая дороговизну и ограниченность внутренних рублевых кредитных ресурсов) - и сравнительно доступная возможность для привлечения финансирования, необходимого для расширения производства и скупки активов.
Непомерность рисков, которые все это время брали на себя российские финансовые и промышленные компании, стала очевидной для всех лишь в конце 2008-го. С началом глобального кризиса ликвидности неожиданно выяснилось, что денег для расплаты с иностранными кредиторами, фактически свернувшими свою деятельность, взять неоткуда - действующего механизма рефинансирования, во всяком случае, адекватного потребностям реального сектора в финансовых ресурсах, внутри страны не оказалось.
Этот механизм тогда пришлось на ходу спешно создавать правительству и ЦБ. Чтобы не допустить массового банкротства банков и ухода стратегических активов в руки иностранных кредиторов, государство тогда вынуждено было потратить сотни миллиардов долларов из резервных фондов. Но даже несмотря на то, что российский антикризисный план оказался одним из самых дорогостоящих в мире, он не уберег экономику страны от одного из самых глубоких провалов.
Казалось бы, однажды обжегшись на молоке, российские компании должны были бы сегодня относиться к привлечению денег из-за рубежа с большой осторожностью. Отчасти так и произошло - для этого достаточно проследить за стремительным ростом доли вкладов граждан в ресурсной базе отечественных кредитных организаций в последние два года.
В то же время ни для кого не секрет, что привлекать дорогие пассивы у населения многие банки были вынуждены за неимением альтернативных источников финансирования. Но стоило этой возможности появиться, бизнес начал активно ею пользоваться - о чем наглядно свидетельствует статистика ЦБ. И в этом стремлении занять деньги за рубежом нет ничего удивительного, если учесть, что стоимость иностранных финансовых ресурсов (принимая во внимание разницу процентных ставок и крепнущий рубль) сегодня, как и до кризиса, существенно ниже российских.
Появление собственных дешевых и длинных денег в России скоро не предвидится, а снизить стоимость кредита для экономики за счет понижения ставок регулятор не может из-за высокой инфляции. Думается, что дальнейшее наращивание иностранных заимствований и, следовательно, усиление зависимости российской экономики от импорта иностранных капиталов, в ближайшее время представляется неизбежным - по крайней мере, до тех пор, пока западные правительства продолжают придерживаться сверхмягкой денежной политики.
Российским властям следует принимать это как данность, и исходя из этого выстраивать свои собственные действия, направленные на смягчение последствий возможных шоков по сценарию осени 2008-го. В частности, речь идет о необходимости создания эффективного механизма валютного рефинансирования отечественных компаний, которого не было два с половиной года назад, нет и сейчас. Более того, этот вопрос, кажется, даже не дискутируется.
А механизм этот может понадобиться уже скоро, учитывая стремительность увеличения российских корпоративных и банковских долгов на фоне сохранения высокой вероятности новых внешних шоков. Чем могут быть вызваны эти шоки - ужесточением денежной политики на Западе, рекордным подорожанием нефти, очередным обострением долгового кризиса в Европе, новой войной на Ближнем Востоке, ядерным Армагеддоном в Японии или чем-то еще, сегодня не знает никто. Важно, что к их появлению Россия по-прежнему не готова.
А значит новый виток мирового кризиса, случись он в обозримой перспективе, стране, некогда претендовавшей на роль "островка стабильности", снова придется оплачивать очень дорогой ценой. Но возможность не наступить на старые грабли есть - необходимо ей воспользоваться.