"Черный четверг" – все по плану
RTV International

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Минувший четверг имеет все шансы войти в анналы мировой истории фондовых рынков под именованием очередного, которого уже по счету, "черного четверга".

Обвал, действительно, случился впечатляющим: Dow Jones, по ходу сессии теряя 9,2%, закрылся с понижением в 3,2%. В свою очередь, S&P 500 и Nasdaq упали на 5,4% и 5,3% соответственно. При этом из-за массовых распродаж капитализация около трех сотен компаний снизилась более чем на 60%, а бумаги отдельных эмитентов, таких как Accenture PLC или Boston Beer, потеряли практически 100% своей рыночной цены.

К аномалиям минувшего четверга, несомненно, надо отнести и то, что регуляторы до сих пор так и не смогли определиться с более-менее достоверной версией причин случившегося "вдруг" панического сброса бумаг.

Все выдвигавшиеся до сих пор версии - ошибочно выставленная заявка на продажу бумаг трейдером Citigroup или "паника" среди торговых роботов - пока не получили подтверждение или, как в случае с Citi, были официально опровергнуты. Однако вне зависимости от того, кто именно столкнул пресловутый "камешек", потащивший за собой всю лавину, очевидно, что он всего лишь продолжение старой, видимо, подошедшей к некоей критической точке, истории про греческие (и другие суверенные) долги, как бы банально это не прозвучало, и связано с усталостью инвесторов от долгого роста.

Действительно: то, что ралли на фондовых рынках, длящееся с весны прошлого года, явно затянулось и должно завершиться закономерной коррекцией, все вроде бы признавали давно. Поводом для нее, как казалось, должны были стать внезапно вышедшие на поверхность проблемы с долгами Дубая, который, впрочем, привел лишь к сравнительно краткосрочному локальному спаду на фондовых площадках.

Инвесторы тогда поверили в то, что центральные власти ОАЭ сумеют решить проблемы одного из своих эмиратов, предпочтя отыгрывать идею сравнительно быстрого восстановления мировой экономики. После этого бычьи настроения на рынках довольно долго не могли переломить даже усиливавшиеся день ото дня опасения в отношении кризиса суверенных долгов в пресловутых странах PIGS во главе с Грецией, реальная угроза дефолта которой биржевые спекулянты игнорировали до последнего.

В значительной степени, как и в случае с Dubai World, расчет биржевых игроков, скорее всего, строился на том, что Европа по примеру правительства ОАЭ также сумеет быстро решить (по крайней мере, дать надежные гарантии) долговые проблемы государств своего юга. Однако, как показали дальнейшие события, ЕС и ее главный локомотив Германия продемонстрировали здесь крайнюю нерасторопность и, вообще говоря, беспомощность. Поэтому даже недавнее принципиальное решение о выделении Греции 110 млрд долларов, которое еще только предстоит одобрить властям стран - потенциальных доноров, вопреки ожиданиям, не только не успокоило рынки, но стало сигналом для массового сброса активов по всему миру, которое продолжилось в минувший четверг.

Однако, повторимся, какой бы ни оказалась конкретная причина вчерашнего обвала, это всего лишь закономерное следствие ситуации на рынках последнего года и давно назревшей коррекции. В частности, как отмечают аналитики ФЦ "Инфина" в своем пятничном обзоре рынков, модельный индикатор накопленной долгосрочной прибыли по индексу SP500, "индикатор пузыря", начал зашкаливать еще в конце апреля, оказавшись в зоне критических значений (выше 40 пунктов), что исторически всегда заканчивалось бегством инвесторов из ценных бумаг и биржевым обвалом.

Причем обвалом быстрым и глубоким - его свидетелем мы и стали в четверг. Вполне логичным вчерашнее снижение считает и известный инвестор Джим Роджерс, который в сегодняшнем интервью Bloomberg Television назвал его "нормальной коррекцией". В свою очередь не менее известный финансист Марк Фабер заметил, что рынок акций уже давно был перекуплен и нуждался в коррекционном движении.

В том, почему столь масштабная паника накрыла биржи именно сейчас, к слову, на фоне довольно хорошей отчетности американских компаний, а, скажем, не месяц или полгода назад, по-видимому, предстоит разобраться специалистам в области массовой психологии – на рынках, как известно, слишком много иррационального. Им же, вероятно, придется докопаться до ответа на вечный вопрос о том, почему история (смотри события, предшествующие сентябрю 2008 года), многих по-прежнему не учит.

Так или иначе, можно не сомневаться, что по неумолимой рыночной логике, за нынешней коррекцией обязательно последует рост. Когда? Вопрос в нынешней нервной и крайне неопределенной обстановке все еще открыт.