Главной экономической новостью начала недели стало известие о том, что китайские власти выделяют 4 триллиона юаней на стимулирование экономического роста в стране.

Предполагается, что данные средства будут потрачены до 2010 года в рамках 10 государственных программ, в том числе на строительство бюджетного жилья, развитие инфраструктуры сельского хозяйства и транспортных сетей, а также восстановление территорий, пострадавших от стихийных бедствий. Также планируется провести налоговую реформу, цель которой - снижение фискальной нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса на общую сумму 120 млрд юаней (17,5 млрд долларов).

Наконец, будут пересмотрены принципы кредитования коммерческих банков, включая снижение или отмену ограничений на выдачу ими кредитов частному сектору, с помощью которых власти ранее пытались оградить экономику от перегрева. Либерализация банковского сектора должна способствовать притоку инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственный сектор, стимулировать деловую активность, а также активизировать рынок слияний и поглощений.

Новый план - едва ли не первая столь масштабная государственная программа, направленная на стимулирование внутреннего рынка и потребления в Китае, в экономике которого все последнее время наблюдается явный перекос в сторону экспорта. Мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал неустойчивость экспортной модели развития.

Экономический спад в США, которые являются крупнейшим торговым партнером Поднебесной, и его следствие - снижение спроса и падение цен на товары китайского экспорта (например, игрушки и сталь), привели к быстрому торможению китайской экономики. В III квартале темпы роста китайского ВВП снизились до 9%, что является худшим показателем за последние 5 лет. Кроме того, негативное влияние на динамику экономики КНР во второй половине года, безусловно, оказало завершение олимпиады в Пекине, в процессе подготовки к которой страна в невероятных количествах потребляла металлы, строительные материалы и другие ресурсы.

Меры, озвученные правительством, должны помочь огромному китайскому строительному сектору восстановить обороты, набранные в недавнем прошлом. В свою очередь, либерализация кредитной политики и ускоренное развитие сельскохозяйственных районов должны привести к увеличению платежеспособного спроса со стороны населения и общей активизации деловой активности. Благодаря этому, Китай сможет сохраниться в качестве одного из главных моторов мировой экономики, а заодно и перетянуть на себя мировой спрос на сырье, материалы и энергоресурсы.

Для мировых производителей этих товаров новые планы китайского руководства - настоящая манна. Не случайно, новость о начале программы вызвало невиданное все последнее время воодушевление на мировых фондовых и сырьевых рынках. По сообщению Bloomberg декабрьские контракты на поставку нефти в Нью-Йорке выросли на 5,3%, до 64,3 долларов за баррель, фьючерсы на медь подскочили на 7,6%.

В Европе более чем на 10% подорожали акции ведущих производителей руды, металла и строительных материалов - BHP Billiton, ABB и ArcelorMittal. Последняя буквально на днях объявил о масштабных сокращениях производства из-за падения спроса, а теперь, возможно, изменит свои планы. Перспективы, открывающиеся на китайском рынке не могут не воодушевлять и российских экспортеров сырья. Неслучайно в лидерах роста на российских фондовых площадках, подхвативших общий позитивный настрой, сегодня остается главный экспортер нефти в КНР - "Роснефть", бумаги которой на ММВБ к середине дня прибавили более 11%.

Но несмотря на это, мировым экспортерам сырья не стоит так уж обольщаться. Очевидно, что львиная доля финансовых ресурсов, выделяемых китайским правительством, достанется местным компаниям. Иностранцам же следует приготовиться не только к весьма жесткой конкуренции за китайский рынок, но и к ценовому диктату со стороны властей КНР. Той же "Роснефти" это объяснять не надо: что такое вести переговариваться о цене с китайскими товарищами она знает не понаслышке.