ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
В своем выступлении перед Госдумой премьер Путин обозначил одну из главных целей для нового правительства: в течение двух-трех лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. Достичь ее предполагается за счет качественного улучшения экономической структуры и инвестклимата.
Саму по себе постановку четкой цели перед исполнительной властью, пусть даже она и выглядит несколько притянутой за уши, можно только приветствовать - двигаться вперед, имея перед собой более-менее внятный ориентир, гораздо проще. Во всяком случае, это куда конкретнее уж слишком абстрактного призыва к пресловутой модернизации.
В свое время Путин уже выступал с подобной инициативой, когда предложил тезис об удвоении ВВП за десять лет. Выполнить эту задачу в полном объеме помешал кризис. И связывать высокие темпы роста российской экономики в прошлом десятилетии с одним только с улучшением мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей было бы неправильно. Не в последнюю очередь своими успехами Россия тогда была обязана либеральным реформам, проведенным Путиным в самом начале своего первого президентства. Нынешнюю инициативу, вероятно, можно рассматривать как его попытку повторить прошлый успех на новом качественном уровне.
По мнению Путина, цель эта вполне реальна и достижима. И формально это действительно так. Сегодня по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия занимает шестое место после США, Китая, Японии, Индии и Германии. С учетом прогнозов долгосрочной стагнации в Европе, что не может не сказаться на позициях ФРГ, шансы продвинуться мировом "рейтинге" у нас действительно есть. Хотя понятно, что без известного ускорения достичь новой путинской цели не получится.
Как предлагает решать эту задачу Путин? Развивая свой предвыборный тезис о "новой индустриализации", премьер призывает создать в России не менее 25 миллионов "новых качественных рабочих мест", что автоматически повлечет за собой повышение производительности труда и ускорение экономического роста. Сделать это, признает Путин, можно только с помощью прямых иностранных инвестиций, уровень которых планируется довести до "не менее чем 25% ВВП к 2015 году, а затем и до 30%".
Свежая статистика по притоку ПИИ в Россию - в 2011 году они выросли примерно на треть, до 18,4 млрд долларов - вроде бы должна настраивать здесь на положительный лад. Однако весь позитив здесь начисто меркнет перед чудовищной статистикой чистого оттока капитала из страны, который, как подсчитали "Ведомости" за четыре премьерских года Путина с учетом первого квартала 2012-го, составил 338,9 млрд долларов.
Будем объективны: деньги из России уходят не только из-за крайне низкого качества деловой среды, регулярно подтверждаемого международными рейтингами. В числе прочего в этом "виноваты" и экстремально высокие доходы от сырьевого экспорта, которые однобокая российская экономика просто не в состоянии переварить. Что, впрочем, тоже свидетельствует не в пользу путинского правительства, при котором ее сырьевая зависимость и степень огосударствления резко возросли.
В однобокости экономической структуры, главная роль в которой принадлежит государственным или аффилированным с чиновниками (здесь опять сошлемся на Путина) структурам, также не последняя причина мощного оттока из России умов и просто активных людей, без которых не построишь не только инновационную экономику, но и не проведешь ту самую пресловутую "новую индустриализацию". Увеличением численности привлеченных трудовых мигрантов - буквально на этой неделе квота на 2012 год в очередной раз была повышена - компенсировать убыль квалифицированных людей, очевидно, не удастся.
Ко всему этому следует добавить репрессии государства в отношении бизнеса, заметно усилившиеся в последние годы. Данные Центра правовых и экономических исследований, согласно которым за последнее десятилетие уголовному преследованию подвергся каждый шестой российский предприниматель, говорят сами за себя. Общее же количество бизнесменов, тянущих срок за экономические преступления, оценивается в 100 тысяч человек. Оставшимся же на свободе повышают налоги, чтобы увеличить довольствие бюджетникам и пенсионерам (вчера Путин подтвердил: финансирование соцпрограмм будет продолжено), стимулируя рост теневой экономики и подавляя деловую активность.
Наконец, вспомните о демографических проблемах России, и блестящая идея создания и заполнения 25 миллионов новых "качественных рабочих мест" и мощного технологического роста уже не выглядит такой уж осуществимой.
Означает ли это, что планы, озвученные премьером, содержащие немало разумных идей, так и останутся красивой декларацией о намерениях? Если не все, то многое зависит здесь от самого Путина.
А именно - от его готовности повторить свой собственный успешный опыт начала 2000-х годов и приступить - на деле, а не на словах - к давно перезревшим либеральных реформам и либерализации самого режима, от которого из страны бегут деньги и люди. Разгосударствлением экономики, борьбой с коррупцией - далее по списку. Только в этом случае новая цель, озвученная премьером, может быть достижима.