ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой бизнес":
Если бы некто, очнувшись от многолетней летаргии, обратился к новостным лентам, доносящим события с самых горячих глобальных экономических фронтов, то, вероятно, не смог бы отделаться от ощущения, что мир перевернулся с ног на голову. Действительно, от былого строгого деления на зажиточный Запад, обиталище "золотого миллиарда", который диктовал свои условия бедному Востоку, получая за свою финансовую и интеллектуальную помощь все, что потребуется, - рынки, сырье, дешевую рабочую силу - стремительно теряют свою актуальность.
Новости последних дней (недель, месяцев) об этом свидетельствуют вполне недвусмысленно. Так, в среду агентство Bloomberg со ссылкой на данные американского Бюро переписи населения, сообщило о стремительном росте уровня бедности в США. В 2010 году за ее чертой проживало 15,1% американцев, или 46,2 млн человек - рекордное количество за всю историю подсчета этого показателя, ведущегося 52 года.
В свою очередь, Европа дает еще меньше поводов для оптимизма. Помимо многострадальной Греции, с дефолтом которой, похоже, смирились даже Германия и Франция (которая сама вот-вот может лишиться высшего кредитного рейтинга), реальная угроза финансовой катастрофы висит и над некогда безоговорочно респектабельными странами вроде Италии. Правительство в Риме сегодня предпринимает не менее отчаянные, чем Афины, Лиссабон или Дублин, попытки справиться с бюджетными и долговыми затруднениями.
В четверг стало известно о том, что итальянские парламентарии в заключительном чтении одобрили план жестких мер экономии, реализация которого должна помочь снизить государственный долг на 54 млрд евро за три года. Но даже при всем иозитиве, который несет в себе эта новость, проблема итальянских (а тем более европейских) долгов, которые оцениваются в 1,9 триллиона - это больше, чем совокупная задолженность Греции, Испании и Португалии вместе взятых, - далеко не исчерпана. Очевидно, понимают это и в Италии, которая в последнее время ведет интенсивные переговоры о продаже своих облигаций Китаю, по некоторым сведениям уже владеющему 4% итальянских долгов.
Не секрет, что многие европейские правительства сегодня смотрят в сторону Поднебесной чуть ли не с последней надеждой. В среду председатель Госсовета КНР Вэнь Цзябао подтвердил, что его страна может "дать Европе руку помощи", хотя и призвал развитые страны активнее самостоятельно решать собственные проблемы и не рассчитывать, что Китай спасет мир в одиночку.
Так или иначе, Пекин активно участвует в решение европейской долговой проблемы фактически с самого начала кризиса. В частности, в начале года вице-премьер Ли Кэцян обещал направить на выкуп суверенных долгов Испании 6 млрд евро. Поступая таким образом, Пекин действует вполне прагматично: кроме очевидных политических дивидендов страна решает проблему диверсификации своих валютных резервов и удерживает на плаву европейские рынки сбыта для собственных товаров.
К слову, не менее успешно Пекину до сих пор удавалось отстаивать свои интересы и в диалоге с Вашингтоном - не в последнюю очередь, благодаря гигантским инвестициям в американские суверенные долги. Китай - наиболее активная и мощная развивающаяся страна, готовая помогать выбираться из кризиса Западу, но уже не единственная. Так, по сообщению испанской El Pais, на днях министр экономики Бразилии Гвидо Мантеги выразил готовность оказать помощь Европе - ее возможные варианты планируется обсудить с представителями стран БРИКС в следующие выходные.
Россия, которой не надо объяснять, что такое жить в долг (и что такое экономический и политический диктат со стороны кредиторов), вроде бы тоже не отказывается внести в святое дело помощи Европе и свою лепту. Во вторник глава минфина Кудрин сообщил, что страна может выкупить единые облигации еврозоны в случае, если будет принято решение об их выпуске. Сегодня же, по словам министра, мы не ведем переговоров о предоставлении помощи ни с одним из государств ЕС, за исключением Кипра.
Меж тем, вопрос о более активном участии в развязывании европейского долгового узла для России может оказаться не столь уж праздным. В конце концов, мы не меньше Китая заинтересованы в диверсификации своих резервов и продвижении интересов своего бизнеса на западных рынках. Думается, что в увязке с помощью Греции или Италии России было бы легче решать вопросы снятия дискриминационных барьеров для того же "Газпрома" в той же Германии, или прокладке "Южного Потока", против которого в Европе начата целая кампания.
Серьезно задуматься над открывающимися здесь возможностями необходимо прямо сейчас. Кризис не будет длиться вечно и рано или поздно нынешний перевернутый мир снова станет с головы на ноги, а друзья-конкуренты по БРИКС не дремлют.