МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Представляя долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны до 2030 года, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил, что к 2025 году реальный эффективный курс рубля опустится до 43,1 рубля за доллар.
В сценарии, который изложил Клепач, курс доллара к рублю в течение ближайших трех лет вырастет незначительно - до 30,1 рубля. В период с 2016 по 2020 годы доллар будет стоить 37 рублей. К 2021 году курс вплотную подходит к отметке 43 рубля и держится на ней до 2025 года.
Прогноз, мягко говоря, удивительный. Поскольку пресловутый инновационный путь, которым нас ведут в светлое грядущее уже который год кряду, предполагает прежде всего улучшение делового климата. Индикатором этого улучшения можно с некоторой натяжкой считать ситуацию с притоком или оттоком капитала.
Так что если Россия все же вылечит свой климат, пройдет в ускоренном темпе "сто шагов наверх" в рейтинге инвестиционной привлекательности, о которых говорил недавно избранный президент Владимир Путин, то в страну, помимо нефтедолларов, хлынут миллиарды инвесторов. И эти доллары без всякого сожаления инвесторы будут продавать за дефицитные рубли, чтобы вложить их в создание новых и модернизацию существующих производств в сфере высоких технологий.
Где тут Минэкономразвития умудрилось усмотреть факторы, которые естественным образом будут способствовать ослаблению рубля, сказать сложно.
Впрочем, о естественных факторах речь, очевидно, не идет. По прикидкам Клепача, чистый приток капитала прогнозируется на протяжении всего периода до 2025 года в размере 1,4-2,3% ВВП. И одновременно Центробанк будет обязан накапливать золотовалютные резервы также на уровне 1,4 - 2,3% ВВП ежегодно.
Иными словами, Банк России должен будет забыть про таргетирование инфляции, прочие свои приоритеты и функции и вернуться к старой доброй практике скупки "лишней" валюты. Только бы сделать приятное вновь оживившимся сторонникам девальвации рубля, так и не извлекшим никаких уроков из печального эксперимента 2008-2009 годов. А что со всей этой валютой ЦБ будет делать, тоже понятно: вкладывать до посинения в "высоконадежные" американские казначейские облигации, а заодно и в европейские государственные бумаги (если к тому времени от этого рынка, конечно, что-нибудь останется).
Впрочем, даже если ЦБ будет скупать на корню всю валюту иностранных инвесторов, ослабление рубля возможно лишь в случае, если Россия к тому времени превратится в нетто-импортера. Не совсем понятно, с чего вдруг это должно произойти, если вся это инновационная история затевается для того, чтобы разнообразить российский экспорт продукцией высоких технологий, доля которой должна неуклонно расти.
Во всех этих построениях не очень понятна одна деталь: какой смысл иностранным инвесторам надолго вкладываться в Россию. Меняя доллары, евро, фунты и иены на российскую национальную валюту, а потом в этой же валюте и доходы получать, если рублю в долгосрочной перспективе уготована столь незавидная участь, - полуторакратное ослабление за ближайшие 12 лет.
Еще менее очевидно, к чему это российским гражданам. Перспектива через 10-12 лет иметь возможность купить на свою зарплату при прочих равных в полтора раза меньше импортных товаров должна быть хоть чем-то мотивирована, и простое повторение слова "модернизация" такой мотивацией явно не является.