ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
В последнее время в политических и экономических кругах принято считать, что дно кризиса пройдено и все самое худшее для российской экономики осталось позади. Вот и президент Медведев примерно так оценил текущую ситуацию в своем Послании Федеральному Собранию, поблагодарив при этом правительство за эффективное противостояние кризису.
Однако так ли все замечательно выглядит, если оценивать ситуацию не изнутри Садового кольца? Картина по регионам складывается очень пестрая и очень неоднозначная - для того чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно проанализировать последние официальные данные (по сентябрь 2009 года), которые уже обнародованы Росстатом, Минфином и Минрегионом.
Хорошо известно, что за последний год промпроизводство упало в России на 10,5%. Цифра колоссальная – выше, чем в остальных странах "Большой двадцатки". Но за время кризиса мы как-то с ней свыклись и даже находим маленькие поводы для оптимизма: раньше падали в годовом исчислении на 16 - 14 - 12 процентов, а теперь всего на 10.
Но если оперировать не "средней температурой по больнице", а посмотреть на масштабы промышленного спада в каждом субъекте федерации, то просто оторопь берет: Калужская область – минус 35,5%, Владимирская – минус 28,5%, Ивановская – минус 23,5%. Эти и еще дюжина регионов фактически лежат на боку. Причем речь идет не о каких-то специфических территориях Юга или Дальнего Востока России, а о самом что ни на есть Центре, Поволжье, Урале.
Еще более выразительная картина получается, если проанализировать, как упали реальные денежные доходы населения. Опять же средняя цифра по стране - минус 4,5% за год - выглядит не слишком критической. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что в полутора десятков субъектов федерации эти самые доходы людей сократились за год более чем на 20%, а в 40 субъектах федерации доходы людей сократились свыше 10%.
Даже в считающейся благополучной Москве в 8 месяцев 2009 года номинальные душевые доходы сократились с 50,4 тысячи рублей до 38,3 тысячи рублей.
Не менее важный показатель – особенно в свете провозглашенного властями курса на модернизацию – размер инвестиций в экономику регионов: ведь очевидно, что никакого промышленного оживления не может быть без вложения средств. Но и тут ситуация неблагополучная: спад инвестиций усиливается. За восемь месяцев 2009-го размер инвестиций в экономику регионов сократился на 12% к аналогичному периоду 2008-го.
Причем эта цифра явно была бы еще больше, если бы не влияние некоторых политических факторов. Именно благодаря политическим, а не экономическим факторам резко выросли вложения в Приморский край (подготовка саммита АТЭС – 2012) – в 2,8 раза, в Чечню (на 90%) и в Краснодарский край (подготовка Олимпиады в Сочи-2014) – на 18%. Зато почти в 60% регионов России снижение инвестиций было более сильным по сравнению со средним показателем по стране.
Не приходится удивляться тому факту, что в нынешнем кризисном году региональные бюджеты сильно "просели". По данным Минфина, суммарный дефицит бюджетов субъектов федерации в 2009 году составит около 800 млрд рублей. Независимые эксперты прогнозируют еще более солидную "дыру": не менее 1 трлн рублей. Да и как может быть иначе, если практически повсеместно упали налоговые поступления в местную казну – скажем, в части налога на прибыль это коснулось 75 из 83 субъектов федерации. В результате в двух десятках субъектов федерации долг федеральному бюджету превышает 20% от доходов местных бюджетов, а в Московской области он и вовсе составляет 55%.
Полагаю, что приведенных цифр вполне достаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод: как ни печально, кризис в России продолжается. При этом он развивается вглубь, охватывая наиболее слабые в экономическом смысле территории.
Не удивительно, что главной стратегией выживания для регионов в этом году оказалась надежда на получение трансфертов из федерального центра. Речь идет о колоссальных цифрах: Чечня получила более 57 млрд рублей, Московская область - 48,5 млрд рублей, Дагестан -47,8 млрд.
Однако вечно жить в долг регионы не смогут. Если сегодня дыры в казне заливаются из средств Резервного фонда, то в следующем году он, по расчетам Минфина, должен закончиться. В этих условиях логично было бы расширить полномочия регионов и подкрепить их финансовыми ресурсами. Ведь на местах гораздо лучше видны "узкие места". Однако правительство, напротив, усиливает финансовую централизацию. В результате такой политики региональные власти, как правило, не заинтересованы в развитии собственного производства – ведь чем больше заработаешь, тем больше отберут.