"Мы, министры финансов и управляющие центральными банками G20, встретились в период повышенной напряженности и значительных рисков для мировой экономики", - говорится в итоговом заявлении
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

"Мы, министры финансов и управляющие центральными банками G20, встретились в период повышенной напряженности и значительных рисков для мировой экономики", - говорится в итоговом заявлении, встречи министров финансов и глав центробанков глав "большой двадцатки", состоявшейся во Франции в минувшие выходные.

Главные риски - и это ни для кого не секрет - на сегодняшний день сосредоточены в Европе. "Мы ждем дальнейшей работы по максимизации мощи Европейского фонда финансовой стабильности с целью предотвращения распространения кризиса, а также, что Европейский совет 23 октября решительно ответит на нынешние вызовы с помощью всеобъемлющего плана", - говорится в итоговом заявлении G20.

Это, конечно, пока не ультиматум, но необычную жесткость заявления отметили многие наблюдатели. В своих выступлениях участники встречи были еще более категоричны. "Европе надо наконец привести свои дела в порядок, потому что если этот кризис не будет преодолен, он начнет влиять на развивающиеся страны, до сих пор переживавшие бурный рост", - цитирует Reuters главу японского минфина Дзюн Азуми.

"Хозяин" саммита, председательствующий на заседании французский министр финансов Франсуа Баруан, конечно, поспешил заверить собравшихся, что Франция с Германией уже близки к соглашению относительно того, какую часть долга можно "простить" Греции, во что это выльется частным инвесторам и во что - фонду финансовой стабильности. Почти договорились и о том, как и на каких условиях рекапитализировать крупнейшие европейские банки.

Скептически настроенные обозреватели The Wall Street Journal все равно считают, что на окончательное согласование всех деталей одной недели мало, но, судя по всему, евросаммиту достаточно будет предложить решение в общих чертах, назвав ключевые цифры, чтобы успокоить инвесторов.

Некоторые аналитики уже предсказывают, что завершение евросаммита даст начало традиционному "рождественскому ралли" на мировых фондовых рынках, бесспорным фаворитом которого станут изрядно подешевевшие в последние месяцы бумаги банковского сектора. Готовиться к покупкам можно уже сейчас.

Традиционное "рождественское ралли" действительно, скорее всего, в этом году состоится. При всей сложности и запутанности проблем, стоящих перед Европой, ситуация станет расцениваться как критическая только в случае, если лидеры еврозоны через неделю совсем уж ни до чего не смогут договориться. Однако переоценивать решений, которые будут приняты, а значит и оптимизма, который их будет сопровождать, не стоит.

Хотя бы потому, что это будет уже далеко не первое "принципиальное" решение, призванное в корне ликвидировать кризис. Достаточно вспомнить, что именно таковым всем, за исключением закоренелых евроскептиков, представлялось само создание Европейского фонда финансовой стабильности.

С тех пор Фонд (хоть и не без "скрипа") и увеличен был, и полномочия новые получил, а долговой кризис Европу не только не покинул, но и стал гораздо острее. Можно не сомневаться, что и сейчас, к чему бы ни пришли участники еврозоны, будет хорошо, если эффекта от их решения хватит до конца года - на пресловутое "ралли".

Причин подобного скепсиса две. Во-первых, даже если Греции списать весь долг, "греческую проблему" это не решит, поскольку страна дошла до того состояния, когда просто не может обеспечивать сбалансированный бюджет, а значит ее частично придется взять на содержание другим странам. Более того, поскольку у всех без исключения стран валютного союза бюджет отнюдь не профицитный, щедрость по отношению к аутсайдерам и банкам будет лишь подтачивать финансовое состояние лидеров.

Во-вторых, создать структуру, которая не требовала бы огромных единовременных вливаний, способных подорвать любую экономику, а пополнявшуюся бы по мере необходимости (что было бы намного эффективнее и потребовало бы на порядок меньших средств) участники валютного союза не могут, поскольку это означало бы начало создания наднационального правительственного органа, а Европа к этому пока не готова.