ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
Старая добрая инфляция, возможно, лучшее средство, которое поможет США справиться с экономическим спадом. Она обесценит долги американского государства и домохозяйств, простимулирует потребительское кредитование и подтолкнет население тратить, не откладывая покупки в долгий ящик.
Подобную мысль в интервью агентству Bloomberg на днях высказал профессор Гарвардского университета и бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф. "Я выступаю за 6-процентную инфляцию в течение, по меньшей мере, пары лет. Это помогло бы обезвредить долговую бомбу и пройти процесс очищения экономики от плохих активов", - заявил Рогофф.
Логика в заявлении известного экономиста очевидна. Помимо очевидных выгод, которые сулит снижение долгового бремени, девальвация национальной валюты поможет правительству США справиться еще с одной серьезной проблемой, - угрозой полномасштабной дефляции, обещающей американской экономике весьма крупные неприятности из-за дальнейшего сворачивания потребительской активности, и без того низкой ввиду снижения реальных доходов населения, сокращения занятости и ужесточения условий кредитования банками.
Не дав развиться дефляционным ожиданиям и снова раскрутив маховик цен, одновременно облегчив доступ населения к кредитам, правительство сможет меньшими усилиями запустить главный мотор экономики, в последние месяцы сильно сбавивший обороты, - потребление.
Именно риском дефляции, по словам Бена Бернанке, и объясняется нынешняя весьма агрессивная денежная политика ФРС, включая поддержание процентных ставок на уровне, близком к нулю, и запуск печатного станка.
Как известно, пока количественное смягчение не помогло американскому правительству решить проблему дефляции - в апреле зафиксировано очередное снижение индекса потребительских цен - на 0,7% к аналогичному периоду годом ранее, равно как не слишком взбодрило потребительские рынки. Тем не менее, даже лишившись такого серьезного рычага, как процентная ставка, американские власти не исчерпали возможностей для борьбы с падением цен и стимулирования спроса. Для этого достаточно продолжить наращивание государственных расходов, печатать деньги или снижать налоги для населения.
Действуя в этом духе администрации вполне по силам снизить покупательную стоимость национальной валюты и добиться искомой инфляции в 5-6% годовых, которая, по мысли Рогоффа, даст новый толчок экономике. Однако если подобный подход и поможет правительству США в той или иной степени справиться с текущими проблемами, в дальнейшем риски для американской экономики могут резко возрасти.
В частности, по мнению экспертов, запустив инфляционный механизм, США в один прекрасный момент могут выпустить ситуацию из-под контроля. Очевидно, что рост инфляции и ослабление доллара может привести не только к росту цен на товары внутри страны, но и за ее пределами. Причем в первую очередь подорожание коснется сырья, что, по цепочке, приведет к росту стоимости импорта и себестоимости собственного производства. И если же повышение стоимости товаров окажется слишком сильным или быстрым, то все попытки заставить потребителей покупать больше дорожающих товаров могут оказаться тщетными. Это, в свою очередь, приведет к спаду потребления и, как следствие, производства, грозя вогнать экономику в еще более глубокую депрессию.
Далее, ослабление доллара приведет не только к обесцениванию обязательств американского правительства, но также девальвации инвестиций и резервов, номинированных в американской валюте. Очевидно, что таким странам, как Япония или Китай, накупившим казначейских облигаций США на триллионы долларов, подобное нравиться не может. Как известно, правительство КНР уже предпринимает меры, в последнее время заметно активизировав усилия, направленные на превращение юаня в региональную, а со временем и глобальную резервную валюту, альтернативную доллару. Последнее, в свою очередь, активно не нравится властям США, хотя, по большому счету, поделать с этим они мало что могут.
По той же причине ослабление доллара невыгодно и России, для которой наступление очередного бума на сырьевых рынках к тому же грозит окончательным разрушением реального сектора и бесповоротным превращением в сырьевой придаток мировой экономики.
Принимая стратегическое решение в отношении дальнейшей денежной политики, президент Обама, несомненно, должен будет хорошенько взвесить все последствия в средне- и долгосрочной перспективе. Российским властям, в свою очередь, неплохо бы поразмышлять над тем, как ослабить зависимость национальной экономики от доллара, а значит и от решений, которые принимаются не в Москве. Пример Китая в этом смысле может быть заразительным.