До нового года остались считаные дни, самое время подводить экономические итоги года уходящего. Собственно, предварительные цифры (с окончательными Росстат будет возиться еще долго) обнародовал премьер Путин в ходе своей недавней прямой линии с народом.
Теперь мы все более или менее знаем о росте ВВП и доходов населения, о снижении инфляции и безработицы. Разве что неожиданная закавыка вышла с размером бюджетного дефицита - между Минфином и Минэкономразвития произошла очередная публичная дискуссия: будет тот 3,8% или 4,3%. Надо полагать, сойдутся к 31 декабря где-то на 4 процентах.
Но есть вопрос поважнее, чем вычисление отдельных долей процента, - что же все-таки происходит сейчас с нашей экономикой и в какой точке своего развития (или спада) она находится.
Раньше все было понятно: все 2000-е годы - до 2007-го включительно - мы росли, в конце 2008-го - случился обвал, 2009 год - кризис. А на какую полочку положить 2010-й? Называть его кризисным было бы несправедливо - все-таки ВВП не падал, а рос - примерно на 3,8-4%.
Да и промышленность после прошлогоднего провала на 9,9% нынче подскочила на 8,6%. Как следствие, сократилась безработица на 1,2 млн человек. Резкой девальвации рубля, как в конце 2008-го - начале 2009-го, тоже не наблюдалось: да, рубль несколько ослаб к доллару - процентов на 9-10, но это происходило плавно и в общем-то безболезненно.
Значит, рост? Но писать об этом тоже как-то рука не поднимается. Все-таки рост ВВП ассоциируется с неким движением экономики вперед, а мы еще страшно далеки от докризсиного уровня. Стоит напомнить, что ВВП тогда рос по 6-7% в год, а не по 3-4%.
Вялое экономическое развитие объясняется во многом отсутствием серьезных иностранных инвестиций - в отличие от других развивающихся экономик, таких как Китай, Индия, Бразилия, Турция.
Эти страны не знают, как защититься от "лишних" денег, устремившихся к ним извне. У нас другие заботы: отток капитала из страны в размере свыше 20 млрд долларов. Правда, премьер Путин говорил на прямой линии о том, что общий объем инвестиций в основной капитал составляет в этом году 20 млрд долларов, но это не прямые иностранные инвестиции, а реинвестирование средств российских компаний - причем, главным образом, не частных, а государственных - таких как "Газпром" и РЖД. Ну а без притока инвестиций мечтать о повышении темпов экономического роста в ближайшем будущем не приходится
Но, самое главное, далеко не все негативные тенденции, которыми одарил нас кризис, переломлены. Да, сократилась безработица и немного подросли доходы населения. Однако профицитный бюджет мы, похоже, потеряли надолго - чем бы ни закончился спор Минфина и Минэкономразвития.
Кстати, "благодарить" за это надо не только мировой финансовый кризис, но и собственные власти, которые так умудрились раздуть расходы (на фоне сдувшихся доходов), что концы с концами в бюджете не сводятся даже при 80 долларах за баррель - хотя 3 года назад с лихвой сводились.
С инфляцией, как мы уж писали в предыдущих колонках, тоже большого прогресса не получилось. Да, будет она где-то 8,5% вместо прошлогодних 8,8% - невооруженным глазом разницу не рассмотреть.
Нет, для того, чтобы можно было с чистой совестью говорить о росте, надо, чтобы экономика хотя бы вышла на траекторию догоняющего развития, а лучше - и вовсе достигла докризисного уровня. Но до этого пока еще далеко. Как и до настоящей победы над инфляцией. Для этого ее надо снизить как минимум раза в два.
Так как же быть с оценкой минувшего года? В связи с этим вопросом вспоминаются жаркие дискуссии экономистов, которые были в моде в 2009-м: какую букву английского алфавита будет напоминать кривая выхода из кризиса.
Мнения на сей счет высказывались разные: кто-то ставил на V (резкий подъем после резкого обвала), кто-то - на U (плавный спад - плавный подъем), кто-то - на W (сменяющийся несколько раз рост и спад). А глава "Роснано" Анатолий Чубайс на Петербургском экономическом форуме даже поставил на "интернет" - WWW - длительный кризис со множеством опусканий на "дно".
Точка в этом "буквенном" споре еще не поставлена: в обозримом будущем возможны разные сценарии подъемов и спадов - как для мировой экономики, так и для российской. Но по итогам 2010 года, похоже, в фаворитах ходит буква L - отечественная экономика упала и явно не спешит подниматься до прежнего уровня.
Не самый оптимистический силуэт, так ведь и итоги года далеко не самые радужные. Так что именно букву "L" я предлагаю всем экономистам объявить символом российской экономики 2010 года.