Стабилизация мировой и американской экономики, о которой так много говорится с начала лета, начала. наконец, выливаться в конкретные цифры
NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Стабилизация мировой и американской экономики, о которой так много говорится с начала лета, начала. наконец, выливаться в конкретные цифры - вылитые на экономику потоки денег начали приносить плоды, а рост фондовых индексов, наконец начал получать экономическое оправдание.

На фондовых рынках царит эйфория. Американские индексы пробили максимум этого года. Dow Jones Industrial впервые с января преодолел отметку 9000, а S&P 500 готов штурмовать "круглые" 100 пунктов. Еще лучше ведут себя азиатские площадки - некоторые начали компенсировать потери биржевых крахов, прокатившихся в сентябре-октябре прошлого года. Российские индексы, несколько отстававшие от азиатских площадок, стараются наверстать упущенное - в четверг индекс ММВБ подскочил сразу на 5%, закрывшись на уровне 1031 пункт.

Инвесторы приобретают "аппетит к риску" и спешат избавиться американских казначейских облигаций (а заодно и доллара) и купить сырье или акции. И если еще в мае-июне, на излете первой волны биржевой эйфории, единственным источником роста был избыток щедро вылитых на экономику долларов, то сейчас действительно появились признаки начала восстановления экономики.

Первым порадовал Китай, взваливший на себя функции азиатского "локомотива" и уже по результатам второго квартала продемонстрировавший ускорение роста ВВП до 7,9%. Это незамедлительно сказалось на другой крупнейшей экономике региона - Японии. Жестко ориентированная на экспорт, она наиболее сильно пострадала от сжатия мирового спроса, обеспечивавшегося преимущественно американскими потребителями. Они потреблять не начали, зато начали потреблять китайцы. В итоге торговый баланс Японии вновь стал профицитным, а японские корпорации смогли начать восстановление производства.

И все же главным источником энтузиазма на фондовых рынках стали признаки стабилизации именно в США. Буквально в течение нескольких дней пришли хорошие новости с рынка труда - количество официально зарегистрированных безработных начало снижаться - и с рынка недвижимости, продажи домов в США начали расти, причем темпами, намного превышающими предварительные прогнозы аналитиков.

Наконец, сезон корпоративных отчетов за второй квартал этого года начался чрезвычайно успешно. Из 500 компаний, входящих в индекс S&P 500 отчиталось около сотни, причем 80% из них гораздо лучше, чем ждали инвесторы и аналитики.

Слабый доллар и надежды на то, что худшее позади позволили нефти закрепиться выше 60 долларов за баррель, и аналитики самого успешного американского банка JPMorgan опубликовали весьма комплиментарный для российской экономики прогноз, согласно которому нас ждет 4,5%-ный рост ВВП уже в 2010 году, а в 2011 году этот показатель может и вовсе составить 5,5%.

Назначенная сначала на весну, а потом и на осень пресловутая вторая волна кризиса, снова переносится. Обычно пессимистично настроенный замминистра экономики Андрей Клепач прогнозирует, что оживление в российской экономике 6начнется уже в третьем квартале текущего года (то есть уже фактически началось, поскольку третий квартал начался 1 июля), а возможный рецидив финансового кризиса отнес на начало следующего года.

В оптимистичном прогнозе на третий квартал нет ничего удивительного - на бюджетные стимулы, до которых правительство "дозрело" только к весне и которые начнут приносить первые плоды лишь в третьем-четвертом квартале, наложатся относительно высокие (по крайней мере, по сравнению с началом года) цены на сырье - нефть и промышленные металлы, которые составляют основу российского экспорта.

В этих условиях перед российской экономикой могут встать совсем не те проблемы, которые кажутся еще сегодня главной угрозой. Российские власти слишком долго не решались залезть в Резервный фонд. Зато уж приняв принципиальное решение тратить - не знают удержу. На днях правительство разрешило минфину в третьем квартале потратить 1,357 триллиона рублей из Резервного фонда на затыкание бюджетных дыр, то есть почти половину всех имеющихся в нем средств.

Между тем, американские власти уже активно обсуждают стратегию выхода и способ победить грядущую инфляцию. Поводов для опасений более чем достаточно - бурный рост на товарных и фондовых рынках на две трети (если не на три четверти) обусловлен избытком денег, которых, по мере наращивания экономического стимулирования - а этим занимаются все без исключения крупные игроки мировой экономики - денег будет становиться только больше.

О том, как действовать в этих обстоятельствах, чтобы не наступать на те же "грабли", что и в предшествующие кризису годы, российские власти, похоже, не думают. А зря.