ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
На недавно закончившемся Петербургском экономическом форуме президент Дмитрий Медведев, высказавшись против развития госкапитализма, дал поручение ускорить приватизацию госактивов. Новый план приватизации должен быть представлен до 1 августа.
Ближайшие подчиненные Медведева уже отреагировали словесно на инициативу своего шефа. Помощник президента Аркадий Дворкович пообещал увеличить доходы от приватизации в полтора раза - с 300 млрд руб, прописанных в нынешних планах, до 450 млрд руб. А первый вице-премьер Игорь Шувалов считает, что государство может не просто отказаться от контроля, но и вовсе выйти из всех компаний, указанных в программе приватизации на 2011-2013 годы.
Однако, все это лишь слова да благие пожелания, а вот с делами обстоит неважно. В связи с этим достаточно вспомнить, какой ажиотаж царил в рыночных кругах в прошлом году, когда обсуждалась ныне действующая программа приватизации - та самая, реализацию которой теперь президент хочет ускорить. Правительство тогда было всерьез озабочено растущим дефицитом федерального бюджета, который, по прогнозам, должен был составить в 2011 году 3,6 %. Чтобы закрыть эту дыру был подготовлен на первый взгляд, ударный список объектов на продажу.
Сплошной "крупняк": ВТБ и Сбербанк, "Русгидро" и "Алроса", "Совкомфлот" и РЖД…Потом, при ближайшем рассмотрении, выяснилось, что государство вовсе даже и не собирается отказываться от контроля за этими активами. Полностью продать в частные руки планировалось лишь Объединенную зерновую компанию. А все остальные пакеты на продажу варьировались от 4,11% (Единые энерегтические системы) до 35,5% (Банк ВТБ).
То есть, всем потенциальным покупателям государство отводило роль младшего партнера: дескать, деньги вложите, и свободны, а контролировать все по-прежнему будем мы. Надо ли говорить, что такие условия частных инвесторов не слишком вдохновили, и заявленная масштабная приватизация потихоньку сошла практически на нет.
Тем более, что к концу 2010 года как-то очень вовремя подорожала нефть, и теперь уже зияющей дыры в бюджете не предвидится. По официальным правительственным оценкам, дефицит федерального бюджета к концу этого года составит всего лишь 1-1,5%, а если нефть не подешевеет - то и вовсе сойдет до нуля.
Правда сейчас у правительства появился новый стимул, чтобы активизировать приватизацию. Как известно, со следующего года вновь сокращается размер социальных страховых взносов - с нынешних 34% до 30%, а для малого производственного бизнеса - до 20%. По предварительным расчетам, это означает выпадение доходов бюджета на сумму, по крайней мере, в 400 млрд руб. Нетрудно подсчитать, что потенциальные доходы от приватизации (в том объеме, о котором говорил Аркадий Дворкович), вполне могут перекрыть потери бюджета.
Однако, не успел президент дать старт новой кампании по приватизации, как руководители госкомпаний уже начали давать "мягкие" комментарии на тему о том, что лучше бы госпакеты в их структурах не трогать, а если уж и трогать, то не сейчас, а когда-нибудь потом, попозже. Скажем, глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов высказался в том смысле, что государство "однозначно должно оставить у себя контрольный пакет". Глава РЖД Владмир Якунин полагает, что если пордавать акции его монополии, то 10-15% - не более. Отсальное может подождать до 2013 года - пока рынки подрастут. Примерно такой же позиции относительно своей компании придерживается президент "Алросы" Федор Андреев.
То есть, президент страны говорит "ускорить приватизацию", а госчиновники ему отвечают "нет, лучше подождать". Но дело тут не только в хоть и завуалированном, но все-таки несоблюдении субординации. Дело в гораздо более глубоких вещах, сложившихся в российской власти. Знаменитая вертикаль, построенная бывшим президентом и нынешним премьером, базируется в том числе и на жестком контроле со стороны власти за всеми основными финансовыми потоками в стране. Поэтому участие государства в экономике и стало доминирующим в последние годы. Согласно официальным оценкам, примерно половина хозяйствующих субектов в стране находятся под госконтролем. А посокльку это сплошь "крупняк", то их доля в суммарной капитализации российского рынка доходит до 80-90%.
Массовая распродажа собственности - это не просто экономическая акция, призванная решить ту или иную бюджетную проблему. Это серьезный политический шаг, способный серьезно подточить финансовые основы действующей властной вертикали. Не потому ли новой волне приватизации склонны сопротивляться высокопоставленные госчиновники и тихо саботировать на правительственном уровне. Да и президент Медведев еще неизвестно будет ли настаивать на своем - до сих пор что-то он не очень был готов ломать ту вертикаль, что вознесла его на вершину российского Олимпа.
В общем, какой-нибудь список на приватизацию к 1 августу, конечно, подготовят. Затем правительство будет его долго и мучительно согласовывать и утверждать. А там наступит 2012 год, пройдут президентские выборы, и захочет ли вновь избранный президент распродавать госимущество - большой вопрос…
Ну а все разговоры о том, когда выгодно, а когда невыгодно продавать активы - сейчас, через год или через три - это в пользу бедных. Никто не в состоянии угадать, как будут себя чувствовать рынки и складываться конъюнктура. Все, что нужно для того, чтобы дать старт масштабной приватизации - это наличие политической воли. Да хоть у Чубайса спросите! Но воли этой нет: к чему людям при большой власти и при больших деньгах пилить золотой сук, на котором они так удачно примостились?