ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
Сегодня газета "РБК daily" сообщила, что нынешний глава Минэнерго Сергей Шматко может покинуть свой пост уже этой осенью.
По информации издания, это должно произойти под давлением отечественного нефтяного лобби, не довольного тем, что министр фактически отстранился от решения ключевых вопросов отрасли, из-за чего нефтяники вынуждены обращаться со своими проблемами напрямую к вице-премьеру Сечину, премьеру Путину или президенту Медведеву.
Среди кандидатов, которым по информации издания, предложено занять министерское кресло, значится и исполняющий обязанности президента "Роснефти" Серей Богданчиков. Хотя окончательного решения по этому вопросу, похоже, еще не принято, его назначение в этом качестве выглядит вполне вероятно и объяснимо.
Во-первых, в июне закончился очередной трехлетний срок Сергея Богданчикова в качестве президента "Роснефти", в кресле которого он провел 12 последних лет, и тогда же стало известно о его уходе из компании. Во-вторых, и, возможно, в главных, менеджер не без оснований считается человеком Игоря Сечина, а значит, нефтяное лобби может быть довольно.
Так или иначе, если назначение нынешнего и.о. президента "Роснефти" в Минэнерго все-таки состоится, событие это будет весьма примечательным хотя бы потому, что среди нынешних капитанов российской нефтянки трудно найти менеджера, сделавшего более головокружительную карьеру, и имеющего столь же неоднозначную репутацию.
Не секрет, что когда в 1998 году Сергея Богданчикова назначили президентом второстепенной государственной "Роснефти", его имя было известно лишь узкому кругу профессионалов. Однако не прошло и нескольких лет, как оно стало известно на всю страну.
Первая "слава" к "Роснефти" и ее руководителю, как известно, пришла в 2003 году - как принято считать, именно тогда с обвинений в адрес этой НК на совещании "олигархов" у президента Путина со стороны Михаила Ходорковского начало раскручиваться печально известное "дело ЮКОСа". Многие тогда высказывали предположение, что за начавшимся тогда же уголовным преследованием "ЮКОСа" стояла именно "Роснефть" и ее президент, опиравшийся на всестороннюю поддержку тогдашнего заместителя президентской администрации Игоря Сечина, в 2004-м возглавившего совет директоров НК.
Также со слаженными действиями тандема Сечин-Богданчиков связывают успех, с которым "Роснефти" тогда же удалось отбиться от поглощения со стороны "Газпрома". Стоит напомнить, что руководство страны тогда вынашивало план создания на базе газовой монополии мощного диверсифицированного нефтегазового концерна.
Что не менее важно, сделка позволила бы получить правительству полный контроль над "Газпромом": в обмен на 100% акций "Роснефти" он должен был передать Росимуществу 10,73% собственных акций, которых государству не хватало до контрольного пакета. Для консолидации нефтяных активов объединенной компании тогда была создана НК "Газапромнефть", руководителем которой и назначили Богданчикова. Именно этой компании по первоначальному плану предстояло выкупить выставленный на торги "Юганскнефтегаз" (ЮНГ) - главный добывающий актив ЮКОСа. План, как известно, провалился. Из-за судебного иска владельцев ЮНГ и отказа западных банков выдать кредит «Газпрому» на его покупку, монополия отказалась от участия в торгах, итог которых хорошо известен: в декабре 2004-го означенный актив за 9 млрд руб. был приобретен никому неизвестной "Байкалфинансгрупп". А вскоре выяснилось, кто же стоит за победителем аукциона - те самые "физические лица, но это лица, которые многие годы занимаются бизнесом в сфере энергетики", как тогда описал их Владимир Путин - "Роснефть" со товарищи.
Хотя для покупки ЮНГ и других активов ЮКОСа компании пришлось занимать астрономическую сумму - 22 млрд долларов (компания расплачивается по ним до сих пор), дело того стоило: "Роснефть" не только сохранила независимость, но превратилась в крупнейшую российскую НК. А Сергей Богданчиков - в ее руководителя с соответствующим статусом. Летом 2006-го "Роснефть" успешно провела "народное" IPO в Москве и Лондоне, и это, справедливости ради надо сказать, не единственное достижение Богданчикова-менеджера, который, конечно, обязан многим своим успехам известному покровительству.
Одной из несомненных его побед стал пуск в августе прошлого года Ванкорского месторождения в Восточной Сибири - главной ресурсной базы для строящегося нефтепровода ВСТО в Китай и другие страны ЮВА, - в которое "Роснефть" вложила уже 9 млрд долларов.
Многомесячная и проигранная в итоге борьба за сохранение нулевой экспортной пошлины для Ванкора - с 1 июля этого года под нажимом Минфина и Минэнерго в отношении добываемой здесь нефти начала действовать льготная ставка вывозного тарифа, - стала, вероятно, самой крупной неудачей тандема Богданчикова-Сечина за последние годы. А, возможно, и косвенной причиной грядущей отставки нынешнего и.о. президента "Роснефти".
Так или иначе, поможет ли превращение эффективного менеджера в эффективного (будем надеяться) чиновника российской нефтяной отрасли, если оно состоится, сегодня сказать трудно. Ясно только, что война высокопоставленных лоббистов за лакомые куски на этом точно не прекратится.