ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
В пятницу "Правое дело" опубликовало первую часть своей предвыборной программы - Манифест - проникнутый пафосом военного времени и полный противоречий документ, в котором за многими правильными словами пока плохо читаются способы достижения продекларированных, вполне справедливых, целей.
Документ, который, как пояснил в преамбуле лидер ПД Михаил Прохоров, представляет собой идеологическую и содержательную основу предвыборной программы партии, который также будет включать в себя план действий для правительства и корпус экспертных разработок, призван положить начало широкому обсуждению платформы "правых". Примем это любезное приглашение.
Для начала не могу не поделиться первым впечатлением от этой бумаги: стиль, который избрали вовсе не пожилые и вполне либеральные "праводелы", апеллирующие также к нестарой и энергичной части российского общества, сильно ударил в нос нафталинным военно-патриотическим пафосом.
Во первых строках, сообщив о том, что "сотни лет существования нашей страны ее великие достижения оплачивались предельным напряжением сил нашего народа, масштабными жертвами и героизмом", и предупредив, что "тотальная деградация угрожает распадом страны", авторы документа делают весьма сильную эмфазу: "Наша Республика в опасности".
Что же дает основания для подобных суждений? Об этом вкратце они сообщают в главе "Мы недовольны". А именно, тем, что: нашими природными богатствами оплачена роскошь чиновников, а государственные сбережения отданы иностранным правительствам и не работают на нашу страну; воля граждан к лучшей жизни, творчеству и свободному труду подавляется, закон бездействует и вытеснен беспределом госаппарата; финансовые результаты дают только продажа нефти и газа; один человек - президент - обладает практически неограниченной властью, которая, однако же, "слишком мала для такой страны, как Россия"; политической монополией в парламенте, штампующем решения правительства. И далее в том же духе.
Что ж, с приведенным выше списком бед современной России, равно как и с несколько вычурно выраженной констатацией опасного положения, в котором находится страна, трудно не согласиться. Однако едва сегодня найдется хотя бы один здравомыслящий и неравнодушный гражданин или партия - правая, левая или серединная - которые бы не ставили этих диагнозов уже сотни раз. А с этим и не призывали бы остановить деградацию, побороть коррупцию, снять экономику с нефтяной иглы, и не желали бы появления компетентных руководителей, квалифицированных специалистов, богатого и здорового, патриотически настроенного населения. Главный вопрос в том, какие рецепты достижения всех этих бесспорных целей, предлагают те или иные участники политического процесса.
Свои ответы на этот счет есть и ПД, хотя зачастую они слишком декларативны и противоречивы. Например, водворения партийного плюрализма "праводелы" предлагают добиться, натурально, через "запрет политической монополии", конституционно ограничив численность правящей партии в нижней палате парламента, "по крайней мере, на два созыва с целью исключения сговора (!) Правительства и Думы". Есть в документе и благопожелания, вроде: "правительство должно исполнять политические обещания, партийные и государственные планы, добиваться целевых показателей и нормативов".
При этом кабинет министров и главы регионов за результаты своих действий должны отчитываться перед президентом (которого не то слишком много, не то слишком мало). За правовую же добросовестность - перед Государственной думой, которая вольна увольнять тех "кто нарушил закон или употребил его в личных целях". Найдется работа и суду: в ПД намерены добиваться водворения равенства всех перед законом и независимого судопроизводства, после чего можно будет взяться и за коррупцию, душащую бизнес и всю экономику.
С пафосом этих строк было бы трудно поспорить, если бы благополучное разрешение пожеланий и требований ПД - если судить по императивам Манифеста - не упиралось бы и целиком не зависело от доброй воли самого государства (читай чиновников и партии власти). Которым, по сути, предлагается поделиться властью, перестать брать взятки, доверить свою судьбу беспристрастному суду, заодно вдохнув "волю в граждан к лучшей жизни". Словом, заняться делом невиданным и подрубить сук, на котором удобно сидят и с которого снимают весьма недурные плоды.
Также красиво, но не менее утопично, пока выглядят и основные тезисы "чисто" экономической платформы ПД, содержащей призыв к технологической экспансии и новой индустриализации, опирающейся на политический, экономический и даже валютный союз с Европой, на которую "праводелами" возложена почетная роль донора технологий, капиталов и промышленной компетентности. То есть основной движущей силы российской модернизации, о чем никто в Европе, которая вполне довольна нынешней ролью акцептора наших природных ресурсов, ни сном, ни духом.
Иными словами, в своем нынешнем виде Манифест полностью отвечает сути своего названия, являя собой красивую декларацию о намерениях, шансы на реализацию которых, в предложенном виде, в значительной мере выглядят малореалистично. Во всяком случае, для того, чтобы стать реальной силой, способной самостоятельно - а не с помощью нынешней бюрократии - влиять на положение дел в стране, этого явно недостаточно.