В настоящий момент 25-летний Даниил Саутов и его 27-летняя жена Мария благополучно вернулись на родину. Однако юристы, представляющие их интересы, готовят иски к турецким властям и российским консулам
МК

Настоящим кошмаром обернулся отпуск в Турции для молодой супружеской четы из Москвы. Целый год россияне находились под следствием как подозреваемые в убийстве. Подозрения на туристов пали после того, как на одном из курортов нашли труп насильника, а москвичи были последними, кто видел его живым. Пока полиция вела расследование, за россиянами охотились и родственники погибшего, которые собирались "изрезать их на кусочки", пишет газета "Московский комсомолец".

В настоящий момент 25-летний Даниил Саутов и его 27-летняя жена Мария благополучно вернулись на родину. Однако юристы, представляющие их интересы, готовят иски к турецким властям и российским консулам, которые обрекли соотечественников на год лишений на чужбине. Фактически, поехавшие на курорт москвичи побывали в турецком плену.

В двухнедельный отпуск в Малую Азию супругов Саутовых отправило турагентство. Их путешествие началось 14 августа 2010 года, когда Даннил и Мария сошли с трапа самолета.

Супруги остановились в одном из отелей Кемера, где познакомились в числе других россиян с фотографом Ириной Дробышевой. Однажды поздним вечером девушка решила пойти на пляж поснимать пейзажи. Саутовы составили ей компанию.

На пляже к ним подошел местный житель - курд по национальности. Незнакомец представился Иссой, подсел к иностранцам и стал развлекать их, изображая певца Таркана. Затем мужчина стал приставать к россиянкам, кладя им руки на плечи.

"Все время пытался коснуться то Маши, то Иры - было видно, что это доставляет ему какое-то невероятное удовольствие, - рассказывает Даниил. - Я ему показал на кольцо на безымянном пальце, стал говорить: девушки мои, не приставай к ним. Он удивлялся, жестами объяснял: мол, тебе что, жалко, дай мне одну, угости. Для нас это было так дико!"

Чтобы избавиться от настырного ухажера, россияне решили пойти на хитрость. Девушки пошли купаться, а Даниилу предложили просто не обращать на нового знакомого внимания. Однако туристы просчитались, так как Исса и не думал уходить. Вместо этого он разделся догола, "улыбнулся странной улыбкой" и пошел к девушкам.

"Я на мгновение впал в ступор, когда понял, что он все с себя снял, а потом закричал: "Маша, Ира, быстрее выходите из воды! Он голый к вам идет!" - рассказывает Даниил.

Чтобы обезопасить спутниц, москвич "бросился в море за странным курдом", пишет издание. Волны были большие, а плавал турист неважно. Исса увидел преследователя, схватил его руку и потянул к своим гениталиям. Даниил вырвал руку, но голый купальщик потащил его на глубину.

Мария бросилась спасать мужа, и тогда Исса "переключился на нее". "Он очень хорошо плавал, поднырнул под меня, схватил за шею и стал топить", - говорит девушка.

Даниил видел, как Марии дважды удавалось всплыть на поверхность, чтобы глотнуть воздуха. Он взмолился: "Господи, добавь мне на мгновение хотя бы 10 сантиметров роста, чтобы я мог коснуться ногами земли". Каким-то образом нащупав дно, москвич стал спасать Машу. Он вызволил жену из рук Иссы, а его самого оттолкнул. "И он быстро-быстро уплыл", - добавил Даниил.

В шоке супруги вышли на берег. Марию в тот момент трясло от страха, а Ирина даже не поняла, что произошло: ей казалось, что друзья дурачились в воде. В три часа ночи туристы добрались до отеля и сообщили о происшествии русскоязычному сотруднику на ресепшене. Тот возмущенно ответил, что таких, как этот курд, убивать надо.

А утром Иссу нашли мертвым. Туристы ныряли с маской недалеко от берега и заметили тело в воде. По словам полицейских, утопленник стоял на дне с поднятыми руками и открытым ртом. Работник гостиницы сразу рассказал блюстителям закона странную историю про ночные похождения трех россиян, и они сразу стали главными подозреваемыми.

"Кровники", автобус с автоматчиками и "русский шпион"

Дальше были бесконечные допросы, в ходе которых следователи пытались получить признательные показания. Ирину они обещали отпустить в Россию, если девушка сознается в том, что ее спутники утопили Иссу. А Даниил через некоторое время и сам был почти готов поверить в то, что совершил убийство.

"Мне изо дня в день внушали, что это я виноват в его смерти, - рассказывает москвич. - Спустя какое-то время я даже стал уже сомневаться: а может, и правда? Может, я так толкнул его, что нечаянно повредил что-то, и он потом именно от этого умер? Но почему он тогда сам уплыл?"

По словам полицейских, даже за неумышленное убийство россиянам грозил 25-летний срок тюрьмы. Но, помимо турецкого правосудия, им угрожала и более серьезная опасность. Блюстители закона предупредили подследственных, чтобы они ни в коем случае не покидали отель. Дело в том, что в Турции еще жив обычай кровной мести, а оружие можно прибрести без лишних хлопот в магазине.

"Нам сказали, что за нашу безопасность за пределами отеля не отвечают. Но на его территории никто не решится нас тронуть, поскольку он принадлежит богатому турку, который не позволит, чтобы с его туристами что-то случилось", - пояснил Даниил.

Сотрудник турецкого турагентства, которое являлось принимающей стороной, подтвердил реальность угрозы. Он выяснил, что у погибшего Иссы есть брат, который сейчас ищет виноватых в смерти родственника. При этом работник турбизнеса честно предупредил клиентов: мол, было немало случаев, когда в похожих случаях туристов убивали и никто потом наказания за это не понес.

Со слов Марии, только после этих предупреждений они с мужем обратили внимание на странное поведение своего соотечественника с ресепшена. "Он все время пытался нас вывести на улицу. Прямо уговаривал - идите, прогуляйтесь", - рассказывает девушка.

Потом, когда приезжали полицейские, русский гастарбайтер советовал супругам спрятаться на чердаке.

"Уже потом мы поняли, что его подкупили родные погибшего. И что на чердаке нас уже ждали вооруженные люди", - говорит Мария.

В дальнейшем русскоязычный служащий отеля не переставал шпионить за россиянами, передавая все сведения об их передвижениях брату погибшего.

По истечению срока отпуска Мария и Даниил попытались вернуться в Россию, но после прохождения паспортного контроля в аэропорту их задержали и запретили покидать пределы Турции без разрешения следственных органов. На тот момент в их карманах оставался последний доллар.

Искать помощи туристы стали в российском диппредставительстве. Однако Генконсул, узнав о расследовании с неопределенными сроками, изъявил готовность выделять узникам лишь по 100 долларов в сутки, которые шли на оплату гостиницы. На просьбу позволить позвонить в Россию родителям Марии ответили, что можно сделать только один звонок продолжительностью в одну минуту. "Пояснить, как нам быть, что делать, никто не хотел. Нам дали понять, что им все равно. Типа, давайте, ребятки, идите отсюда куда хотите, а у нас много важных дел", - добавила москвичка.

По ее словам, в тот момент чиновники занимались оформлением документов на вывоз умерших россиян из Турции. "Я тогда подумала, что вот если бы мы умерли, нами бы наше государство занялось, а так мы никому не нужны", - подытожила попавшая в беду на чужбине россиянка.

Материальную помощь супругам оказали коллеги Даниила по работе (он трудится программистом в железнодорожной компании). Сослуживцы ежемесячно скидывались и высылали Саутовым деньги. На эти же средства был нанят турецкий адвокат.

Работники турецкой компании, которая принимала туристов, тоже помогала "пленникам правосудия". Если Даниилу и Марии надо было куда-то поехать, то за ними присылали автобус с автоматчиками из службы безопасности. Хорошо вооруженные охранники сопровождали туристов повсюду, не оставляя родным погибшего ни единого шанса для нападения.

Через какое-то время турецкие друзья решили перевезти Саутовых в Анталью, где для них тайно сняли номер в гостинице. Однако и там они испытывали крайнюю нужду и жили впроголодь. Иногда подследственные не ели по нескольку дней, и через пару месяцев они похудели почти на 10 килограммов каждый.

На все вопросы о том, как движется расследование, в прокуратуре отвечали уклончиво: дескать, расследование может продолжаться годами, и уже был случай, когда русская девушка "задержалась" так на три года.

"Участливое" консульство

По словам Марии, только в их бедственном положении начинаешь по-настоящему ощущать разницу между американским и российским гражданством. Американцев в таких случаях выпускали в первый же день, так как "к делу сразу подключалось правительство".

"И турки шли на любые уступки, потому что знали - в случае чего такой шум поднимется, что американцы за одного своего гражданина войска могут ввести", - говорит Мария.

Российское генконсульство могло поручиться в турецкой прокуратуре за Саутовых, но там почему-то сразу сказали, что "это нереально". "Почему? Это ведь обычная практика для граждан тех же США? И нам так обидно было, что на нас России наплевать", - задается риторическими вопросами москвичка.

Более того, сотрудники консульства ни разу не позвонили Саутовым за все время их заточения. Хотя при визите в консульство их успокоили: "Не волнуйтесь, мы вам будем постоянно звонить, рассказывать, как продвигается дело".

Минул год. За это время супруги Саутовы дважды тяжело болели и уже отчаялись получить свободу. Радостная весть пришла неожиданно, прямо в день рождения Даниила.

Москвичи сразу сообщили новость родителям, а те позвонили в консульство и МИД, где их пытались убедить, что это неверная информация. Оказалось, что консулы, обещавшие все время "держать руку на пульсе", просто ничего не знали.

"Самое смешное было потом, - рассказывает Даниил. - Когда все подтвердилось, документы были на руках, нас пригласили в консульство. Накрыли для нас стол. Все такие добрые вышли нас встречать, улыбчивые".

Освобожденным туристам сразу предложили позвонить, куда они хотят. На недоуменный вопрос, что это стоит больших денег, чиновники добавили: "Нет-нет, что вы, как вы могли так подумать. И не забудьте сказать, что консульство свое слово сдержало - мы обещали помочь и помогли".

В довершение "спектакля" вышел генконсул и лично поприветствовал освобожденных: "Вот видите, я же вам сказал, решим вашу проблему, вернем вас. Вот все и закончилось".

Правда, деньги на обратный билет москвичам пришлось снова буквально "выцарапывать" у чиновников, которые ссылались на то, что "случай несмертельный". "Мы сказали, что все равно напишем заявление и пусть нам откажут официально, - рассказывает Мария. - И нам в этот же день заказали билеты!"

Почетный адвокат России, профессор Анатолий Пчелинцев, который летал в Турцию выручать соотечественников, считает произошедшее диким случаем произвола. "Хотя Турция и член Совета Европы, но в данном случае повела себя как феодальная страна с азиатскими нравами, - говорит юрист. - На протяжении года молодая супружеская пара без достаточных процессуальных оснований содержалась, по сути, в турецком плену. Ну а то, как проявила себя российская сторона, вообще печально".

Многочисленные обращения родителей Даниила и Марии в адрес главы государства, МИДа, в генконсульство РФ в Анталье практически остались без внимания. Хотя именно в этот период глава российского государства Дмитрий Медведев встречался с президентом Турции Абдуллахом Гюлем.

"Когда я вместе с матерью Даниила прибыл в генконсульство в Анталье, то вице-консул господин Бирюков в демонстративной форме вообще отказался беседовать с нами, сославшись на занятость", - рассказал Анатолий Пчелинцев. И только после настоятельных требований адвоката выслушали.

У профессора Пчелинцева есть копия письма российского посла в Турции от 31 декабря 2010 года в адрес генерального консула РФ в Анталье. В послании он указывает на недопустимость оказания временной материальной помощи Даниилу и Марии на том основании, что "росграждане" (так в тексте) попросили об оплате расходов по проживанию и питанию за период, который нельзя квалифицировать как "кратчайший срок".

И этот отказ получил молодой человек из многодетной семьи (у Даниила - пять братьев и сестер), а родственники его жены Марии тоже имеют невысокий доход. "Мне не раз доводилось представлять интересы иностранных граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию в России. Так вот генконсульства и посольские работники иностранных государств делали все возможное, чтобы защитить и помочь им. Ничего подобного я не увидел в описанной ситуации по отношению к собственным гражданам", - заключил адвокат Пчелинцев.