В Швеции осужден пожизненно киллер Юрий Жуковский, стрелявший в узбекского имама-политэмигранта
Moscow-Live.ru

Во вторник апелляционный суд шведского города Сундсвалль в лене Вестерноррланд вынес приговор 37-летнему выходцу из Средней Азии русского происхождения, который признан виновным в покушении на убийство известного мусульманского богослова. По одной из версий, за этим преступлением могут стоять спецслужбы Узбекистана и высокопоставленные политики, мстившие имаму за инакомыслие.

По решению суда стрелявший в религиозного деятеля Юрий Жуковский будет отбывать пожизненный срок лишения свободы, сообщает Sveriges Radio.

Жертвой киллера должен был стать имам Обидхон Назаров. Покушение на 58-летнего богослова было совершено 22 февраля 2012 года. Преступник подстерег Назарова возле его дома и выстрелил потерпевшему в голову.

Назаров выжил, однако до сих пор находится в тяжелом состоянии в одной из шведских больниц, сообщает узбекская служба радио "Свобода". По словам младшего сына пострадавшего - Довудхона - состояние здоровья его отца постепенно улучшается. Он уже начал общаться с родными.

В июле 2012 года перед судом в Стромсунде предстали двое граждан Узбекистана: Баходыр Пулатов и его жена Нодира Аминова. По версии следователей, они были сообщниками киллера, стрелявшего в имама.

Однако суд за недостатком улик освободил супругов из-под стражи. А 12 октября 2012 года шведская пресса сообщила о задержании в России главного подозреваемого - Юрия Жуковского. 25 августа 2015 года его экстрадировали в Швецию. Выйти на след киллера удалось потому, что в РФ он пользовался тем же телефоном, который "засветился" в Швеции. Другими уликами стали записи камер наблюдения, которые зафиксировали Жуковского возле гостиницы и магазинов в Швеции, а также следы ДНК и отпечатки пальцев подозреваемого в рюкзаке с оружием.

Добавим, что 15 декабря 2015 года суд города Эстерсунд в Швеции приговорил гражданина Узбекистана Юрия Жуковского к 18 годам тюрьмы. Однако адвокат осужденного, недовольный вынесенным приговором, подал апелляцию.

9 февраля 2016 года в Сундсвалле суд рассмотрел эту жалобу. Он не только оставил ее без удовлетворения, но и вынес решение в пользу потерпевшей стороны об ужесточении наказания.

Ранее шведский прокурор Кристер Петерсон заявил о наличии многочисленных свидетельств в пользу версии, согласно которой заказчиком покушения могли быть узбекистанские власти. Чиновникам не нравилось содержание проповедей имама Назарова. После эмиграции потерпевший продолжал критиковать руководство Узбекистана.

Кстати, Ташкент отказался сотрудничать со шведскими правоохранительными органами, расследовавшими покушение на имама.

Версию о причастности властей Узбекистана к покушению суд посчитал правдоподобной. Однако никаких конкретных фактов в ее пользу в приговоре не приводится.

Обидхон Назаров - один из самых известных мусульманских лидеров Узбекистана, а также противник режима Ислама Каримова, занимающего президентский пост уже 26 лет, с момента образования государства.

Назаров находится в розыске Службы национальной безопасности Узбекистана с 1998 года. Ташкент обвиняет его в создании и руководстве религиозно-экстремистской организацией, виновной в организации ряда терактов и других преступлений на территории Узбекистана.

В 2000 году имам тайно выехал в Казахстан. В марте 2006 года представительство Управления верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН в Казахстане признало Назарова беженцем и предоставило ему убежище в Швеции.

Имам пережил три покушения, сообщало агентство "Фергана". После последнего из них, совершенного четыре года назад, он впал в продолжительную кому.

В ходе судебного процесса Жуковский опроверг версию о том, что покушение на Назарова носило политический характер. "У правительства Узбекистана не было планов по физическому устранению Назарова, в противном случае они осуществили бы это в Казахстане", - заявил подсудимый, намекая на то, что имама можно было убить на территории Средней Азии.

На допросах Жуковский говорил, что в Швецию его послал некий Умидбек Аминов. Он якобы попросил его найти и снять на видеокамеру "одного человека", который "задолжал деньги многим людям". Этим человеком и был Обидхон Назаров.

С помощью сестры Аминова Жуковский нашел дом Назарова, произвел видеосъемку, а затем из интернет-кафе в Эстерсунде отправил видеозапись заказчику. Тот попросил его привезти видеокамеру в Москву, где впоследствии и встретил.

На территорию Швеции Жуковский въезжал по шенгенской визе, полученной в посольстве Латвии в Ташкенте. В заявке на визу он представился администратором футбольного клуба "Пахтакор", что было подтверждено письмом от гендиректора клуба, пишет "Настоящее время".

По словам следователей, во время допросов Жуковский неоднократно говорил, что не может говорить всю правду. Недомолвки он объяснял опасением за жизнь своих родных в Узбекистане.