Если российская Фемида откажет Стаховцеву в УДО, его защита пойдет на беспрецедентный шаг и обратится в Конституционный суд, требуя признать дискриминационными нормы УИК, ограничивающие право пожизненно осужденных на УДО
Moscow-Live.ru

В Зубово-Полянский суд Мордовии подано почти беспрецедентное для новейшей истории России ходатайство об УДО. Его автором является бывший офицер милиции, осужденный на пожизненный срок еще во времена СССР. Заключенный рассчитывает выйти на свободу, так как отсидел за решеткой четверть века.

Жалобу в суд направил экс-майор МВД Петр Стаховцев, пишет "Коммерсант".

Петр Стаховцев был осужден за разбой и убийства в апреле 1991 года. Тогда Иркутский областной суд приговорил его к расстрелу в соответствии с УК РСФСР. По версии следователей, майор МВД руководил бандой из пяти человек, промышлявшей разбоями и убийствами. Причем бандиты даже ограбили несколько отделов внутренних дел с целью завладения оружием, а также мясокомбинат и квартиру директора магазина "Детский мир".

Преступники также планировали или осуществили нападения на кассиров двух иркутских горно-обогатительных комбинатов, алюминиевого завода, охрану Комитета по телевидению и радиовещанию Иркутской области, Центральный аптечный склад и отделение Госбанка. На фармацевтическом складе бандиты похитили промедол, так как были наркоманами, а также намеревались торговать этим наркотическим препаратом.

Самым дерзким был неудавшийся план нападения на Госбанк в городе Слюдянка. Преступники рассчитывали похитить 11 миллионов советских рублей, захватить расположенный рядом склад со взрывчаткой для местных карьеров и устроить грандиозный взрыв. Вызванный таким способом оползень должен был стереть Слюдянку с лица земли и скрыть следы преступления.

"Советских гангстеров" обвинили в убийстве трех человек: 79-летнего стрелка ВОХР Артема Минько, задохнувшегося из-за кляпа, 24-летнего водителя Петра Богомолова, у которого преступники забрали машину, и 34-летнего члена банды Валерия Смолянского, заподозренного в сотрудничестве с милицией.

Сам Стаховцев так и не признал вины, утверждая, что стал жертвой аппаратных интриг в милицейском руководстве. Он также говорил, что дело против него было сфабриковано чинами, связанными с мафией.

По версии следователей, Стаховцев в большинстве преступлений непосредственного участия не принимал, а действовал из-за спины инженера вневедомственной охраны Андрея Дядченко, руководившего грабителями лично.

После распада СССР, в 1994 году, президент Борис Ельцин помиловал Стаховцева, заменив ему смертную казнь на пожизненное лишение свободы.

Отметим, что современные российские законы оставляют за пожизненно осужденными право подавать ходатайства об УДО после 25 лет заключения. А Стаховцев провел за решеткой уже больше (он был арестован в 1989 году). Однако пока ни одному пожизненно осужденному не удавалось реализовать свое право на обретение свободы. Было лишь две неудачных попытки добиться этого.

Если российская Фемида откажет Стаховцеву в УДО, его защита пойдет на беспрецедентный шаг и обратится в Конституционный суд, требуя признать дискриминационными нормы УИК, ограничивающие право пожизненно осужденных на УДО.

По словам адвоката 70-летнего Стаховцева Дмитрия Динзе, он может быть освобожден, поскольку в силу преклонного возраста не представляет общественной опасности. Кроме того, на свободе его по-прежнему ждут родственники, и у него есть постоянный доход в виде пенсии.

"Воспрепятствовать УДО могут разве что взыскания, которые ФСИН наложил на него ровно за год до подачи прошения. Часть срока он сидел в Карелии, где, наоборот, поощрялся, а затем был переведен в Мордовию, где на него и посыпались взыскания", - добавил Динзе.

Сын партизана

Петр Стаховцев родился в 1945 году в деревне Крупец Гомельской области Белоруссии в семье председателя колхоза Ефима Стаховцова. Стаховцов-старший был инвалидом труда, потерял руку на производстве. Во время войны он был связным местного партизанского отряда и имел награды, писала "Русская планета".

Стаховцов воспитал пятерых детей, а все сестры майора Стаховцева получили педагогическое образование и работали учителями. Петр тоже сначала получил специальность преподавателя истории.

Примечательно, что отец Петра Стаховцева был осужден за убийство своего биологического отца Николая Полякова, который отказался жениться на его матери. Уже после войны жена Полякова дразнила Ефима Стаховцова байстрюком (незаконнорожденным ребенком). В ответ председатель колхоза обругал женщину, а когда Поляков заступился за жену, Ефим застрелил отца из ружья.

Некоторое время Стаховцов скрывался, а потом сын уговорил его сдаться. Бывшего партизана осудили на семь лет, но через пять отпустили условно-досрочно.

"Милицейский чистильщик"

По утверждению Петра Стаховцева, за обвинениями в его адрес стоят коррумпированные милицейские начальники и мафия. В пользу этой версии говорят некоторые детали биографии майора.

В июне 1985 года Стаховцев, руководивший уголовным розыском одного из районов Иркутска и имевший, как говорится в характеристике, "большой опыт оперативно-розыскной работы", приказом министра внутренних дел СССР Виталия Федорчука был включен в группу по проверке деятельности правоохранительных органов Иркутской области. Руководил группой присланный из Москвы полковник Валентин Сванидзе.

Речь шла об участии руководства местной милиции в масштабных незаконных операциях с золотом, лесом и омулем. Результатом работы группы Сванидзе стало увольнение почти всего руководящего состава УВД и прокуратуры области. Однако уголовных дел по результатам проверки так и не возбудили, а группа Сванидзе, не закончив работы, в ноябре 1985 года была отозвана в Москву. Когда группа уехала, Стаховцев сразу же был переведен из розыска в службу вневедомственной охраны, а многие уволенные с его помощью из органов руководители постепенно восстановились на службе.

"Для иркутской милиции этот визит был как для Древней Руси нашествие Мамая. Сванидзе и его команда из сорока следователей провели в подразделениях областного УВД чистку, которую можно сравнить разве что с поисками чуждых элементов в партийных и хозяйственных органах в 30-е годы. "Репрессировали" и меня", - вспоминал в интервью экс-глава иркутского управления вневедомственной охраны Виктор Новоселов.

По его словам, через два-три года Федорчук, "организовавший эту охоту на ведьм", лишился своего поста, а потом "добрались и до Сванидзе".