Тбилисский городской суд во вторник вынес приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении церковнослужителя Георгия Мамаладзе. Он признан виновным в покушении на убийство секретаря-референта патриарха Грузинской апостольской автокефальной православной церкви Шорены Тетруашвили
Reuters

Тбилисский городской суд во вторник вынес приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении церковнослужителя Георгия Мамаладзе. Он признан виновным в покушении на убийство секретаря-референта патриарха Грузинской апостольской автокефальной православной церкви Шорены Тетруашвили.

Мамаладзе назначили наказание в виде девяти лет тюремного заключения, передает "Интерфакс". Судебный процесс длился несколько месяцев. Слушания проходили в закрытом режиме.

Адвокаты Георгия Мамаладзе считают полным абсурдом выводы следствия и заявляют о "расправе" над осужденным со стороны некоторых представителей патриархии и действующих грузинских властей. Защитники полагают, что протоиерея отправили за решетку из-за того, что два года назад, исполняя обязанности заместителя управляющего имуществом патриархии, Мамаладзе обвинил церковных иерархов в коррупции в крупных масштабах.

"Суд вынес несправедливое решение и фактически удовлетворил требование прокуратуры о заключении отца Георгия. Это катастрофа. Мы обязательно обжалуем приговор в апелляционном суде, а если потребуется - и в Страсбургском суде по правам человека", - заявил адвокат Михаил Рамишвили.

Руководитель службы по управлению имуществом патриархии и директор медицинского центра святых Иоакима и Анны отец Георгий Мамаладзе был задержан сотрудниками правоохранительных органов 10 февраля 2017 года на территории тбилисского международного аэропорта. В багаже священника было найдено отравляющее вещество цианид. По утверждению прокуратуры, Мамаладзе направлялся из Тбилиси в Берлин, где в одной из клиник в ожидании операции на желчном пузыре находился 84-летний католикос-патриарх Илия II. Его сопровождали иерархи Грузинской церкви, представители патриархии и секретарша Шорена Тетруашвили. По версии следователей, именно ее Мамаладзе собирался отравить ядом, чтобы "продвинуться по карьерной лестнице" (первоначально пресса писала, что жертвой должен был стать сам патриарх).

Выяснить, откуда у церковнослужителя появился цианид, следователи не смогли. По их словам, Мамаладзе "незаконно приобрел яд у неустановленного лица".

Протоиерею инкриминировали не только попытку убийства, но и незаконное хранение оружия. В ходе обыска в доме задержанного был обнаружен кустарно изготовленный пистолет и шесть боевых патронов к нему. Как сообщала пресса, оружие принадлежит свидетелю, журналисту и дальнему родственнику подозреваемого - Ираклию Мамаладзе.

"На Старый Новый год он пришел к отцу Георгию и сказал, что у него проблемы с полицией, поэтому он не хочет хранить оружие дома, и попросил спрятать оружие, - рассказывал адвокат отца Георгия Мамаладзе Михаил Рамишвили. - Когда Ираклий Мамаладзе принес оружие, по делу уже было начато следствие".

По мнению Рамишвили, в отношении его клиента специально сфабриковали второе обвинение, чтобы "перестраховаться".

По словам защитника, Георгий посоветовал родственнику отнести "ствол" в полицию и избавиться от проблем. Но Ираклий уговорил его подержать оружие у себя.

"Если бы у прокуратуры была совесть, они привлекли бы Ираклия Мамаладзе к ответственности за ложный донос, а вместо этого он ходит с охраной и бессовестно говорит, что планировалось отравление патриарха", - добавил Рамишвили.

По словам адвоката Георгия Панцулая, показания Шорены Тетруашвили, с которыми ознакомили обвиняемого, еще больше убеждают в его невиновности.

"Серая кардинальша"

Первым, кто назвал имя Шорены Тетруашвили как потенциальной жертвы отравления, был митрополит Чкондидский Петре Цаава. По его мнению, секретарь-референт Илии II, которая на протяжении многих лет является "серым кардиналом" ГПЦ, была больше всех заинтересована в аресте Георгия Мамаладзе, так как возглавляла службу по управлению имуществом патриархии до назначения его на этот пост.

"Она имеет влияние на патриарха, и ни один церковный вопрос не решается без ее ведома. Она создала свое окружение из числа высших иерархов Церкви, которых называет "золотыми рыбками". Эта госпожа является владелицей самой большой недвижимости в Грузии", - сказал митрополит.

"Конечно же, самый большой дискомфорт был для этой женщины и ее грязных дел, которые обнаружил отец Георгий, после того как включился в работу. Поэтому я прошу ведомство по исполнению наказаний взять под личный контроль состояние арестованного протоиерея и защитить его безопасность, пока отец Георгий не начнет говорить правду", - заявил митрополит.

Он также не исключил коррупции в клинике патриархии и связал арест Мамаладзе именно с этим фактом. "Отец Георгий выявил много вопросов, существующих в связи с коррупционной средой и, связанных с озвученной ранее мной проблемой и личностью "серого кардинала" и теневого правления. Нет двух мнений, что это продолжение этой темы и той проблемы, которая существует в виде хаотичного и теневого правления в Патриархии Грузии", - заключил Петре Цаава.

Добавим, что в письме, которое Мамаладзе ранее отправил патриарху, подозревая его окружение в коррупции, речь шла об отчуждении имущества грузинской патриархией в пользу третьих лиц. Протоиерей рассказал, что в списке финансируемых патриархией организаций есть частные компании, занимавшиеся среди прочего нефтепереработкой, производством нелегального технического спирта и строительством.

Автор письма также рассказал патриарху про обнаруженную в результате финансовой проверки задолженность в медицинской клинике патриархии, составляющую около 1,8 млн долларов. По его словам, задолженность накопилась в результате реализации мошеннических схем менеджмента клиники. Священник говорит о наличии признаков уголовного преступления. В письме подчеркивалось, что председатель финансово-экономического совета патриархии хорепископ (викарий) Иаков попросил Мамаладзе не разглашать эту информацию.

В письме говорилось, что после попытки опубликовать отчет о состоянии дел в патриархии его автор был снят с должности Главы службы по управлению имуществом патриархии, однако продолжил работать заместителем директора этого подразделения.