Экс-милиционер из Ангарска Михаил Попков, приговоренный в январе 2015 года к пожизненному заключению за убийства 22 женщин, еще на суде дал понять, что число его жертв гораздо больше. Однако сразу рассказывать обо всех эпизодах не стал.
Только по истечении четырех лет после задержания, уже зная о своей участи и руководствуясь тем, что в СИЗО условия содержания лучше, Попков решил дать признательные показания еще по 59 убийствам жительниц Иркутской области, совершенным в период с 1992 по 2010 год. Вот уже два года его регулярно вывозят на допросы и на следственные эксперименты. По 47 эпизодам из 59 ему уже предъявлены новые обвинения.
Первая версия - Попков решил сознаться еще в десятках убийств, чтобы продлить время своего содержания в СИЗО: там лучше, чем в колонии особого режима для пожизненно осужденных.
"В колониях, где отбывают наказание с пожизненным заключением, условия содержания жестче, чем в СИЗО. Я думаю, он признался ради этого. Ведь так он сможет находиться в относительно комфортных условиях год или даже больше, пока идут все необходимые экспертизы", - заявил адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Кирилл Яковлев.
C ним согласен и адвокат Алексей Михальчик. По его словам, экс-полицейский благодаря своему признанию сможет провести в СИЗО даже три или четыре года. "Многие заключенные-пожизненники, чтобы их вывезли в СИЗО, где условия содержания намного мягче, чем в колонии, берут на себя какие-то преступления. Какая ему, в конце концов, разница? Больше пожизненного все равно не дадут, а так он на время расследования три-четыре года сможет провести в СИЗО на более мягких условиях", - рассказал изданию Life Алексей Михальчик.
Такую хитрость использовали и другие известные маньяки и преступники. Например, некоторые штатные киллеры известной столичной "ореховско-медведковской" группировки, получив пожизненный срок, все равно оставались в столичных СИЗО под следствием. Время от времени они вызывали следователей и говорили, что вспомнили еще об одном убийстве. Киллеры и главари группировки рассказывали силовикам некоторые детали, а следователи проверяли эту информацию, искали труп, оружие и доказательства. На все это уходило время, которого у пожизненно осужденных было в избытке.
Вторая версия - "ангарским маньяком" может двигать тщеславие. Своим признанием он дает понять, что превзошел по печальной славе других известных маньяков - Андрея Чикатило и Александра Пичушкина, о которых до сих пор пишут книги и снимают фильмы.
Так, в частности, считает психиатр-криминалист Михаил Виноградов. "На мой взгляд, его мотив очень прост. Признался он, чтобы показать себя в лучшем свете и сравняться с тем же Чикатило. Это гордыня и желание превзойти остальных, мол, вот сколько я убил, а вы без моего признания до этого бы и не додумались. Конечно, он вменяемый. Он осознавал, что он делает и что за это получит".
Третья версия - не исключено, что признательные показания Попков мог дать под давлением. Адвокат Алексей Михальчик напоминает, что "есть масса печальных случаев, когда сотрудники ФСИН для получения премий заставляли заключенных писать чистосердечное признание".
"Только на веру принимать эти показания не стоит. Так или иначе, у следствия достаточно инструментов, чтобы проверить показания Попкова", - добавил адвокат.
По его мнению, следователям предстоит кропотливая работа. Например, по делам Чикатило были привлечены и даже расстреляны невиновные люди. Может быть, и в результате признаний Попкова вскроется, что за его преступления кого-то несправедливо осудили.