В Краснодаре судят офицера ФСБ, получившего 10 млн рублей от сына "авторитетного" бизнесмена из клана Деда Хасана
Global Look Press

В Краснодарском гарнизонном военном суде слушается уголовное дело, возбужденное в отношении 35-летнего капитана Федеральной службы безопасности Алексея Иванова, которого подозревают в коррупции и мошенничестве. По версии следователей, чекист вымогал 10 миллионов рублей у родни бизнесмена, близкого к окружению "короля русской мафии" Деда Хасана. За взятку сотрудник спецслужб обещал "похлопотать" о смягчении наказания фигуранту уголовного дела.

В суде Алексей Иванов, занимавший должность оперуполномоченного отдела по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом краевого УФСБ, отказался отвечать на вопросы о своих связях с семьей одного из участников международного преступного сообщества, сообщил в понедельник корреспондент "Интерфакса" из зала суда.

"Свою вину не признаю полностью. От дачи показаний отказываюсь", - заявил Иванов. Ему инкриминировали ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере").

По версии следователей, сотрудник ФСБ в 2012 году получил 10 миллионов рублей от семьи связанного с преступным миром предпринимателя Василия Степаняна в обмен на гарантии существенного смягчения меры пресечения и наказания по расследуемому уголовному делу. Деньги передавал сын бизнесмена Михаил, с которым подсудимый был знаком с детства.

При этом, как считают следователи, офицер ФСБ не мог каким-либо образом повлиять на расследование или другие процессуальные действия, проводившиеся в отношении Василия Степаняна.

Степанян-старший содержался в краснодарском СИЗО с 2012-го по август 2013 года, после чего был освобожден, а уголовное дело закрыли. В мае 2015 года Василий скончался от тяжелого хронического заболевания. После этого Михаил написал на своего знакомого заявление в правоохранительные органы, передав следователям аудиозаписи их переговоров. Согласно заключению экспертов, аудиофайлы с голосами Михаила Степаняна и сотрудника ФСБ Алексея Иванова являются подлинными.

Сам Иванов утверждает, что общался с семьей Степанянов исключительно в оперативных целях по заданию руководства, никаких гарантий не давал и денег не брал. "Считаю, что Степанян написал заявление на меня из мести за отца", - сказал подсудимый на одном из допросов.

Степанян был связующим звеном между мафией и спецслужбами

Источник в оперативных службах Краснодарского края, знакомый с материалами дела, сообщил "Интерфаксу", что Степаняны действительно играли значимую роль в межнациональном преступном сообществе, лидером которого до 2010 года являлся вор в законе Армен Арутюнян (клички Армен Каневской, Сабо и Пухлый). Он считался ставленником самого влиятельного на тот момент русскоязычного мафиозо Аслана Усояна (Деда Хасана).

К настоящему времени оба покровителя Степаняна уже мертвы. В 2010 году вор в законе Армен Каневской был осужден за организацию особо тяжкого преступления, а в декабре того же года умер в больнице ИТК N2 ГУФСИН Астраханской области от диабета.

В начале 2013 года был застрелен снайпером в центре Москвы и Аслан Усоян.

Василий Степанян неоднократно задерживался правоохранительными органами по подозрению в участии в тяжких и особо тяжких преступлениях, включая заказные убийства. Вместе с тем, как отметил источник, Степанян-старший был важным источником информации, содержащейся в ряде оперативных сводок и уголовных дел, возбужденных в отношении криминальных авторитетов Южного и Северо-Кавказского регионов.

"Он дал существенные показания, способствовавшие раскрытию ряда особо тяжких преступлений. Благодаря его сведениям преступная группировка была разобщена. Кроме этого, от него были получены значимые сведения на находящихся в международном розыске лиц, причастных к убийству губернатора Магаданской области Цветкова в 2002 году", - сказал собеседник агентства. Двух соучастников убийства чиновника осудили в Москве в 2012 году.

Степанян занимался различными видами бизнеса и владел рядом объектов недвижимости в Краснодаре, включая гостиницу и ресторан "Меротель". А его сын Михаил одно время служил в МВД, но потом был вынужден оставить службу, писал "Коммерсант".

В сентябре 2010 года в Краснодаре был убит 50-летний коммерсант Тимур Садоян. Киллер расстрелял его из пистолета, когда бизнесмен ехал по городу в собственном автомобиле Jaguar. Поначалу это преступление связали с неудачным покушением на Деда Хасана, которое было совершено несколькими днями ранее в Москве. Хасана и Садояна могли связывать общие деловые интересы. Однако потом стражи порядка выяснили, что к убийству Садояна причастен ресторатор и отельер Василий Степанян: якобы именно он купил и передал исполнителям преступления мобильные телефоны.

В январе 2011 года у Василия Степаняна дома и на работе были проведены обыски. Он тут же уехал на Украину, передав следователям через родственников, что не причастен к убийству. Однако бизнесмена объявили в розыск.

В 2012 году Василий Степанян был задержан сотрудниками СБУ и передан оперативникам УФСБ России по Краснодарскому краю.

Чекист отправил миллионы "руководству в Москву"

Алексей Иванов служил в ФСБ с 2006 года, работая в подразделении по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. На последнем этапе службы он занимался оперативными разработками лидеров местного криминалитета. Его работе в спецслужбах не мешала даже близкая давняя дружба с семьей криминального авторитета.

Впоследствии офицер Иванов утверждал, что якобы порвал все отношения с Михаилом Степаняном, когда узнал о подозрительных связях его отца в криминальном мире. А в начале 2012 года Михаил Степанян сам вышел на контакт с бывшим другом, попросив помощи в решении проблемы с уголовным преследованием его отца.

Михаил же придерживается иной версии, согласно которой именно контрразведчик был инициатором многочисленных встреч. Чтобы продемонстрировать свои коррупционные возможности, чекист Иванов рассказал Степаняну про покушение на новороссийского предпринимателя Армена Ванецяна (кличка Бабай), у которого был конфликт с Пухлым. По утверждению офицера ФСБ, ему удалось за 15 миллионов рублей вывести из числа обвиняемых фигурантов, которых оформили как агентов ФСБ, действовавших в рамках оперативного задания.

За аналогичную услугу чекист потребовал 12 миллионов рублей. В апреле 2012 года Михаил Степанян одолжил у знакомого 10 миллионов рублей, которые в качестве первого транша передал Иванову возле гостиницы "Меротель", куда чекист приехал на своем белом автомобиле Cadillac. Еще два миллиона рублей предполагалось отдать позже, когда уголовное преследование Степаняна-старшего будет прекращено. Позднее сумма второго транша возросла до шести миллионов рублей. В тот момент Степанян-старший находился под подпиской о невыезде. Через несколько месяцев к бизнесмену приехал Алексей Иванов, сообщивший, что следователь поручил ему привезти Василия Степаняна на допрос. За машиной офицера отправился и Михаил Степанян, захватив с собой шесть миллионов рублей. Деньги предполагалось передать чекисту у здания СК РФ сразу после допроса. Однако Степанян-старший был арестован.

Михаил почувствовал себя обманутым и потребовал, чтобы Иванов вернул переданные ему 10 миллионов рублей. Чекист отказался, сказав, что деньги якобы уже ушли его руководству, в том числе в Москву. Контрразведчик, по словам Михаила, сказал другу детства, что тот для него умер. Он также пригрозил, что если последний будет продолжать его преследовать, то у него появятся проблемы с бизнесом.

Уже после смерти Василия Степаняна неизвестные стали приносить в гостиницу "Меротель" адресованные его сыну Михаилу конверты с деньгами. Таким образом мужчина получил 4,7 миллиона рублей. Алексей Иванов сообщил бизнесмену по Viber, что эти деньги приносят от него. Тем не менее Степанян-младший написал заявление на своего бывшего друга в правоохранительные органы.