В среду Элистинский городской суд вынес приговор уже бывшим сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний, которые признаны виновными в зверском убийстве заключенного в 2015 году. Пытки были сняты на видео, которое опубликовали правозащитники.
По решению российской Фемиды бывший заместитель начальника колонии N1 Баатр Дорджиев проведет три года в колонии-поселении. А дежурный помощник начальника колонии Казбек Исраилов и оперативный сотрудник колонии Церен Насунов получили по 11 лет лишения свободы. Сотруднику отдела безопасности колонии Александру Шуваеву назначено наказание в виде семи лет лишения свободы. Все трое будут отбывать наказание в колонии строгого режима, сообщает официальный сайт республиканского управления СК РФ.
Врачу медико-санитарной части Константину Убушаеву назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
Кроме того, за преступления 2012 года были осуждены бывший заместитель начальника отдела специального назначения управления ФСИН России по Калмыкии Евгений Молозаев и сотрудник отдела безопасности колонии Илья Бадма-Убушаев. Они получили один год и 1,5 года колонии общего режима соответственно.
Судья Илья Фурманов переквалифицировал обвинение, предъявленное замначальника колонии, с п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий") на ч. 1 ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") УК РФ.
Кроме того, судья оправдал врача по обвинению, предусмотренному ч. 5 статьи 33 ("Пособничество в совершении преступления") и п. "а, б, в" ч. 3 статьи 286 ("Превышение должностных полномочий с применением или угрозой применения насилия, с применением оружия или спецсредств, с причинением тяжких последствий"), - "за отсутствием в совершенном деянии состава преступления". В связи с этим суд постановил "признать за ним право на реабилитацию и разъяснить порядок возмещения вреда".
Таким образом, врач колонии признан виновным только по ч. 2 ст. 293 УК РФ ("Халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека"). В отношении остальных подсудимых суд оставил в силе предъявленные обвинения, уменьшив при этом сроки наказания, которые запросила прокуратура.
Все подсудимые настаивали на своей невиновности, а их защита указала суду на слабую доказательную базу. Адвокат потерпевших считает, что вина подсудимых была полностью доказана, пишет "Кавказский узел".
"Профилактические" избиения привели к убийству
Установлено, что 20 сентября 2012 года сотрудники оперативного отдела и отдела безопасности ФКУ "ИК-1" совместно с заместителем начальника отдела специального назначения УФСИН, находясь в кабинете для досмотра осужденных, "незаконно применили физическую силу и спецсредства к осужденным, не оказывавшим какого-либо сопротивления". Избиения фиксировались на видеокамеру "с целью последующего предъявления записи другим осужденным" и запугивания их, отметили в СК РФ.
Всего экзекуции подверглись 63 мужчины. Сразу после прибытия в колонию их несколько часов пытали дубинками и электрошокерами, вынуждая также поставить подписи под некими расписками.
А 20 ноября 2015 года надзиратели жестоко избили прибывшего с этапа 28-летнего Дмитрия Батырева, осужденного всего на три года колонии. Закованному в наручники мужчине "нанесли не менее 60 ударов по различным частям тела".
"При этом присутствовавший при проведении личного досмотра осужденного заместитель начальника колонии с целью сокрытия факта применения физической силы и спецсредств дал указание о нейтрализации установленной в комнате видеокамеры", - говорится в пресс-релизе. Баатр Дорджиев распорядился направить объектив камеры вверх, в потолок.
"А прибывший в комнату врач, видя, что потерпевший неоднократно падал, в том числе ударяясь головой о стену и теряя сознание, каких-либо мер по воспрепятствованию незаконным действиям и оказанию осужденному неотложной медицинской помощи не принял", - добавили в управлении СК РФ.
Батырева избивали трое надзирателей, вооруженных резиновыми дубинками. Мотивом избиения было то, что заключенный якобы "отказался представиться".
После гибели Батырева замначальника колонии Баатр Дорджиев собрал причастных к преступлению сотрудников в своем кабинете. Руководитель выработал версию о якобы агрессивном поведении осужденного и его нападении на работников ИК-1 с лезвием (якобы Батырев прятал лезвие во рту, а потом ранил двух надзирателей). Дорджиев дал указание подчиненным нанести себе телесные повреждения и порезать форменное обмундирование, чтобы подтвердить эту версию.
Впрочем, опубликованные кадры, сделанные камерами наблюдения, свидетельствуют об обратном. Батырев не проявлял агрессии и выполнял требования надзирателей.
Расследование обстоятельств смерти Батырева началось в начале 2016 года, когда в прессу попала видеозапись, в которой люди в камуфляжной форме ФСИН проводили "воспитательную беседу" с заключенными ИК-1 в Калмыкии. Также в кадре присутствовали бойцы спецназа.
Надзиратели по очереди заводили в помещение заключенных и задавали им различные вопросы, касающиеся соблюдения внутреннего распорядка колонии, пытаясь добиться положительного ответа. В случае если осужденный не демонстрировал полного согласия с требованиями сотрудников и подчинения им, сотрудники ФСИН переходили к угрозам и оскорблениям, а также избивали "непокорных", в том числе резиновыми дубинками.
Первый из попавших в кадр заключенных вынужден был отвечать на вопрос, собирается ли он "заправлять свою шконку (нары, кровать. - Прим. NEWSru.com) по образцу, как положено". После непродолжительной беседы и рукоприкладства мужчину заставили раздеться.
От каждого из заключенных сотрудники ФСИН требовали, чтобы они произнесли на камеру фразу "режим содержания обязуюсь впредь не нарушать". Всего в кадре фигурировали 12 осужденных.
На следующий день после смерти Батырева около 400 заключенных объявили голодовку, а некоторые зашили себе рты проволокой в знак протеста против действий надзирателей. По утверждению правозащитников, случаи избиения заключенных сотрудниками не редки в ИК-1.
В ответ на акцию неповиновения после смерти Батырева "смотрящего" за зоной посадили в изолятор, а все подъезды к ИК-1, расположенной в поселке Салын, были заблокированы сотрудниками ГИБДД.
Родственники погибшего осужденного обратились к правозащитникам и предоставили сделанную ими видеозапись в морге Элисты, на которой видно, что на теле у Батырева множество гематом, ссадин и увечий.
В рамках начатого расследования "удалось восстановить часть удаленных видеозаписей", сделанных камерами в колонии. Следователями проведено порядка 170 следственных действий, 49 судебных экспертиз, в том числе за пределами Калмыкии. Объем уголовного дела составил 42 тома, обвинительного заключения - более двух тысяч листов.
Фигурантам инкриминировали ч. 3 ст. 286 ("Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств, а также с причинением тяжких последствий"), ч. 2 ст. 293 ("Пособничество в превышении полномочий и халатность"), ч. 4 ст. 111 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть осужденного"), ч. 1 ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") УК РФ.
После приговора сестра убитого Батырева Надежда Санджиева покинула здание суда в слезах. Она рассказала, что "шокирована приговором", поскольку "не ожидала, что судьи настолько скостят сроки".
"По сравнению с тем, что запрашивал прокурор, суд назначил в два-три раза меньшие сроки. Это после всех доказательств: после того как участники процесса просмотрели видео, заслушали свидетелей... Мы крайне недовольны. Однозначно будем обжаловать приговор. Причем я настроена добиваться более строгого наказания для всех обвиняемых, не только для замначальника и врача колонии", - заявила Санджиева.
Адвокат потерпевшей стороны Андрей Сабинин назвал приговор "как минимум странным". "Как только получим на руки приговор, мы, конечно, посмотрим, на основании чего судья позволил большей части осужденных уже в ближайшее время претендовать на УДО. И, разумеется, мы будем обжаловать это решение", - сказал Сабинин.
По его словам, с переквалификацией статьи замначальника колонии "надо разбираться после ознакомления с текстом приговора".
"Что же касается отмены обвинений в отношении врача по статьям о пособничестве в преступлении и превышении должностных полномочий, то, на мой взгляд, этого делать было нельзя. Во всяком случае тот видеоряд, который мы все видели, лично меня убеждает в том, что осужденный не только не исполнял обязанности врача, но и фактически участвовал в совершении преступления", - отметил адвокат.
Защита обвиняемых тоже недовольна приговором и намерена его обжаловать.